Любить свою Родину — значит знать её
» Спорт

Спорт


Тема спорта являлась одной из основных и знаковых тем в советской живописи. Эта тема позволяла, с одной стороны, выражать в пластических образах идею «нового» человека, воплощавшего античный идеал калокагатии, гармоничного единства внешней и внутренней красоты, а с другой, решать художественные задачи, связанные с изображением движения, силы, энергии, прекрасного человеческого тела.

 

Крылатое латинское выражение «В здоровом теле – здоровый дух» приобрело в советском государстве статус идеологемы, важного элемента идеологической системы. В Советском Союзе спорт носил массовый и доступный характер, отождествлялся с физической культурой, а его пропаганда осуществлялась различными средствами, в том числе и с помощью изобразительного искусства.

 

Одним из первых советских художников, обратившихся к теме спорта, был Александр Александрович Дейнека (1899-1969). Он сам был человеком, увлекающимся спортом: играл в футбол, занимался плаванием, боксом. Его первой картина была картина «Футбол» (1924).


картина Дейнека Футбол 1924г

 Футбол. Картина Дейнека фото


 

Дейнеко картина Боксер

Картина Дейнека Боксер Градополов фото

 

Картина Дейнека Бег

Картина Дейнека Бег фото 

 

Картина Дейнекина Вратарь

Картина Дейнекена Вратарь фото

 

Уже в этой довольно схематичной картине художник находит новые пластические решения для передачи динамики движения. В своем довоенном «спортивном цикле»: «Рабочий на лыжах», «Работница на лыжах», «Боксер Градополов» (1925), «Теннис», «Лыжники» (1926); «Утренняя зарядка», «Игра в мяч», «Футболист» (1932); «Бег» (1933); «Вратарь» (1934) А.А. Дейнека выразил ритм и пластику движения, создал особые пластические средства выразительности.

 

А.А. Дейнека был одним из основателей Общества художников-станковистов (ОСТ), созданного в 1925 году группой выпускников ВХУТЕМАСа. Задачей этой художественной группировки было воспевание социалистической реальности, строительства новой жизни. Художников ОСТ вдохновлял стремительный и динамичный характер эпохи, они искали соответствующие ему образы. Излюбленными темами художников-станковистов были: промышленное производство, автомобили, самолеты, жизнь индустриального города и, конечно, массовый спорт.

 

К группе ОСТ принадлежали многие талантливые молодые художники, в творчестве которых присутствует тема спорта: П.В. Вильямс, С.А. Лучишкин, Ю.И. Пименов, Е.С. Зернова, К.А. Вялов и ряд других. Возможность передать необычные ракурсы движения человеческого тела представлена на картинах С.А. Лучишкина «Прыжок в воду» (1928), Ю.И. Пименова «Футбол» (1926), Е. Зыряновой «Гигантские шаги» (1927).

 

Еще одним известным советским художником, неравнодушным к спортивной тематике, был Александр Николаевич Самохвалов (1894-1971). Ему принадлежат десятки картин, посвященных как отдельным видам спорта, так и его представителям. Достаточно перечислить такие полотна, как «Спартаковка» (1928), «На стадионе» (1931), «После кросса» (1935), «Советская физкультура» (1937), чтобы убедиться в многогранности его таланта, умении передать уверенные, точные движения спортсменов, их физическое совершенство. Особая тема в творчестве художника – портреты спортсменок. Вот лишь некоторые из них: «Девушка в футболке» (1932), «Спортсменка с цветами» (1933), «Девушка с ядром» (1933), «Девушка с мячом» (1933).

 

К середине 1930-х годов в советской живописи сформировались две основные тенденции в изображении спорта. Первая из них – это портретный жанр, отражающий скорее не индивидуальные черты конкретного человека, а типические характеристики советского спортсмена и физкультурника. Вторая – изображение спортивных парадов и шествий, символизирующих энтузиазм и оптимизм народных масс. В жанре портрета выполнены следующие знаменательные картины, в которых, так или иначе, присутствует тема спорта, физической культуры:

  • И. Куликов «Физкультурница» (1929);
  • Г. Ряжский «Физкультурница» (1930);
  • Г. Мелентьев «Хоккеистка» (1936); 
  • Е. Кацман «Портрет Киры» (1936);
  • И. Бродский «К.Е. Ворошилов на лыжной прогулке» (1937); 
  • М.О. Штейнер «Физкультурница в купальном костюме» (1939).

 

Картины, изображающие физкультурные парады и праздники: 

  • Е. Аладжалова «Праздник 1 мая» (1927); 
  • А. Самохвалов «С.М. Киров принимает парад физкультурников» (1935); 
  • С. Лучишкин «Парад на стадионе Динамо» (1936);
  • Ю. Пименов «Физкультурный парад» (1939).

 

На этих картинах спортивные парады воплощены как торжество молодости, триумф силы, энергии, единство коллективной воли. Чаще всего действие происходит на фоне величественных построек, все наполнено мощью и созиданием. Поступательная динамика спортсменов создает иллюзию движения не только в пространстве, но и во времени. Кажется, что все участники спортивного праздника устремлены в светлое будущее, ритм их движений отодвигает временные горизонты.

 

Массовый характер занятий спортом отражен на таких картинах, как: 

  • С. Луппов «Спортивные игры на стадионе» (1927); 
  • С. Лучишкин «Лыжники» (1926); 
  • К. Вялов «Каток «Динамо» (1932); 
  • Е. Зернова «Лыжный агитпробег» (1932); 
  • Ф. Антонов «В выходной день» (1934); 
  • Н. Дормидонтов «Киров на лыжной прогулке» (1937).

 

Конечно же, не обошла советская живопись тему соревнования, спортивного поединка: 

  • Ю. Пименов «Спорт» (1927); 
  • Ю.Пименов «Теннис» (1930); 
  • Н. Загреков «Герта» нападает (С мячом – Ганне)» (1930); 
  • К. Кустодиев «На старт» (1933); 
  • О. Ваулина «Борьба стоя» (1930-е).

 

В 1930-е годы, помимо картин, нагруженных идеологическим смыслом, создавались полотна, на которых тема спорта сочеталась с лиризмом, чувством слияния с природой: 

  • А. Пахомов «Маленький стрелок из лука» (1930); 
  • Л. Чупятов «Пейзаж с красным деревом (Бег)» (1938).

 

Спортивная тема в творчестве советских художников возродилась после окончания Великой Отечественной войны. В картинах конца 1940-1950-х годов передана праздничная атмосфера спортивного соревнования, они наполнены радостью и любовью к жизни: 

  • А.А. Дейнека «Раздолье» (1944) и «Эстафета по кольцу «Б» (1947); 
  • И.М. Гурвич «На стадионе» (1947); 
  • Т.Н. Яблонская «На Днепре» (1952);
  • Б.Н. Ермолаев «Стадион им. С.М.Кирова. Ленинград» (1953);
  • А.Ю. Никич «На соревнование» (1950-е); 
  • П.Ф. Осипов «Соревнования на стадионе «Динамо» (1950-е); 
  • В. Кутилин «Бегущая по волнам» (1959).

Период «оттепели» ознаменовался в изобразительном искусстве интересом к выражению индивидуальности каждого человека, что отразилось на развитии портретного жанра. Спорт предстает не только как воплощение силы и воли, готовности к труду и обороне, но и как выражение личностных характеристик спортсмена, его человеческих качеств. Портреты спортсменов: 

  • Д.Д. Жилинский «Гимнасты СССР» (1964); 
  • Г.А. Киракозов «Портрет мастера спорта по штанге В. Рыбкина» (1965); 
  • А.А. Богданов А.А. «Портрет чемпионки мира по фехтованию Галины Гороховой» (1968); 
  • И.М. Ильин «Хоккеист. Портрет заслуженного мастера спорта Е.Д.Мишакова» (1971); 
  • Ю.Ф. Усыпенко «Владислав Третьяк» (1973).

 

В 1960-1970-е годы наиболее актуальным течением в советской живописи был т. н. «суровый стиль», воспевающий будни и труд простого человека, прекрасного в своей повседневности. Один из самых ярких представителей этого течения – Виктор Ефимович Попков (1932-1974) – неоднократно обращался к теме спорта: 

  • «На выходных» (1958); 
  • «Велосипедистка» (1963); 
  • «Каток» (1966); 
  • «Волейбол» (1968).

 

Каждый вид спорта и многообразие форм спортивного досуга также получили свое выражение в советской живописи. Лыжный спорт – самый доступный и массовый вид спорта, всегда был привлекателен для многих художников. Возможность изобразить стремительное движение, оттенки снега и неба, напряжение соревнования была воплощена замечательными мастерами кисти:

  • Т.Н. Яблонская «Перед стартом» (1947); 
  • Б.Ф. Федоров «После лыжного пробега» (1952);
  • В.Н. Сигорский «На Ленинских горах» (1958); 
  • А.Н. Мазитов «У финиша» (1957); 
  • А.Н. Талалаев «Лыжники» (1961); 
  • Ю.П. Рейнер «Подмосковный пейзаж» (1964); 
  • Н.И. Витинг «В выходной день» (1971); 
  • А.Н. Блиок «Праздник Севера в Кировске» (1972); 
  • М.К. Финогенова «Зима в ЦПКиО» (1975);
  • И.Ф. Лимантова «Воскресный маршрут» (1989).

 

Одним из самых любимых видов спорта в нашей стране является футбол, что также нашло выражение в живописи: 

  • В. Прибыловский «Вратарь» (1966); 
  • А.Р. Лопатин «Тренировка вратаря» (1976);
  • В.В. Вильнер «Футбол» (1977);
  • П.И. Рубинский «Футбол» (1979).

 

Хоккей – наступательный, динамичный, очень зрелищный вид спорта не мог, конечно, остаться без внимания художников

  • В.М. Мидлер «Хоккей на стадионе «Динамо» (1948); 
  • А.А. Дейнека «Хоккей» (1960);
  • В.И. Рыжих «Хоккей» (1966); 
  • Е.И. Щварц «Хоккей на московском «Динамо» (1967); 
  • В.М. Сибирский «Ветераны советского спорта»; 
  • С.Н. Присекин «Ледовая дружина».

 

Другие виды спорта также получали свое выражение в советском изобразительном искусстве: 

  • Г.М. Ламанов «Гимнастка. (Спортсменка)» (1968); 
  • М. Изотов «Гимнасты. Портрет Владимира Артёмова и Юрия Королёва» (1987); 
  • Е.С. Зернова «Легкая атлетика»; 
  • В.И. Арискин «Самбисты» (1976); 
  • О.Г. Пономаренко «Дзюдоисты» (1979);
  • Т.А. Дехтерева «На тренировке» (1971); 
  • Г.А. Шпонько «Велосипедисты» (1980); 
  • Н.А. Ломакин «Кросс» (1983);
  • М.Г. Некрасов «Мотокросс» (1983).

 

С большим обаянием выполнены картины, изображающие юных спортсменов:

  • С.А. Григорьев «Вратарь» (1949); 
  • М.Г. Богатырев «Будущие чемпионы» (1950); 
  • А.Ф. Козлов «Впервые на ринге» (1954); 
  • Н.Л. Веселова «Юные хоккеисты» (1950-е); 
  • Н.И. Витинг «Юные легкоатлеты» (1963); 
  • Е.Н. Широков «Юный хоккеист» (1971);
  • Г.А. Киракозов «Хоккеист» (1970-е); 
  • А. Сайкина «Детская спортивная школа» (1979); 
  • Е.Е. Толкунов «Мои друзья» (1988).

 

Тема спорта с советской живописи позволяла не только выразить культ молодости, здоровья и красоты, но и передать полноту жизни советского человека, динамику эпохи, героику спортивного подвига. Образы спорта, созданные советскими художниками, навсегда вошли в сокровищницу мирового изобразительного искусства.





3418 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Какой тер­мин от­но­сит­ся к раз­ви­тию рос­сий­ской куль­ту­ры пер­вой по­ло­ви­ны XIX в.?
    A13
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме