Отечество.ру » Новости Регионов » Новости Магаданской области » В Колымской столице прошел региональный праздник встречи эвенского Нового года "Хэбденек"

В Колымской столице прошел региональный праздник встречи эвенского Нового года "Хэбденек"

2-07-2015, 06:40 просмотров: 1292, комментариев: 0

Хэбденек – древний эвенкский праздник летнего солнцестояния, Нового года или Нового Солнца. Название переводится как «весело», «веселье».
 

 

«В Эвенском лунном календаре двенадцать месяцев, разделенных на шесть сезонов. Весна – нэлкэрып, раннее лето – нэлкэни, лето – диунни, осень – монтэлсэ, поздняя осень – болони, зима – тугуни. Уникальная особенность эвенского календаря заключается в том, что, не имея письменности, люди придумали свою удобную систему запоминания месяцев, обозначая их частями тела.

Начало счета ведется с левой стороны от макушки головы, обозначающей январь, и заканчивается третьими суставами пальцев двух рук, обозначающих июль. Правая сторона счета времени ведется уже со вторых суставов пальцев правой руки, обозначающих декабрь.
 

 

Согласно представлениям эвенов, в летнее время наступает Встреча Солнца и Нового года – эта та грань, когда умирает старый год и рождается новый».
Региональный эвенский праздник встречи Нового года по эвенскому народному календарю «Хэбденек» – один из самых ярких, масштабных и почитаемых праздников у колымчан и коренных малочисленных народов Севера.
 

 

В Магадане сложилась двадцатилетняя традиция отмечать этот праздник. В этом году Хэбденек собрал более тысячи колымчан и гостей города. Встреча Нового Солнца прошла на привычном месте: на большой поляне в устье реки Дукча, недалеко от магаданской бухты Гертнера.

Место это символично: название реки переводится с эвенского как «стоянка», «стойбище», многие годы именно здесь проходили ярмарки и праздники народов Крайнего Севера. Праздник начался с первыми лучами солнца, в 5 утра.
 

 

Хозяевами Хэбденека были объявлены эвенский писатель Константин Ханькан и Татьяна Фролова.
 

На рассвете эвенские старейшины провели традиционные обряды кормления реки, задабривания Духа реки Дукча. Молодые мужчины вместе со старейшинами зажгли священный огонь, гости увидели танец поклонения огню «Тог Муранни» (что в переводе с эвенского означает «Дух Огня»).
 

 

Перед знакомым колымчанам ритуалом «Дэлбургэ» прошел традиционный ритуал «Хусил-Лебеди». Лебеди для эвенского народа – священные птицы, они служат солнечным символом, связывают небо и землю. Эти священные птицы доходят до небесных ворот – страны счастья и изобилия, и возвращают на Землю благополучие для нас и будущих поколений.
 

 

Каждый человек перед встречей с Солнцем обязан пройти обряд очищения, чтобы предстать перед ним с чистой душой, без болезней, без злых помыслов. Дерево-мать и дерево-отец соединены между собой нитью дэлбургэ, и олицетворяют небесные ворота.

С наступлением Нового года каждый мог обратиться к высшим силам, задумав желание и повязав ленточку на нить дэлбургэ; все желания, загаданные с чистым сердцем в эту ночь, обязательно сбываются.
 

 

Впервые на празднике прошел настоящий свадебный обряд: Игорь Тнечейвуне сватал Екатерину Пенетегину согласно народным эвенским традициям. По обычаю, жених и невеста прошли с оленем вокруг праздничного костра, дающего жизнь, тепло и свет.
 

 

Для участия в мероприятии прибыли делегации ассоциаций коренных малочисленных народов и этнических групп Севера: Ольского, Хасынского, Омсукчанского, Ягоднинского, Тенькинского, Среднеканского, Северо-Эвенского районов и города Магадана.
 

 

На поляне были разбиты стойбища, украшенные вышивками и красочными орнаментами из бисера и меха; каждое стойбище представляло колымский район, где проживают коренные народы Севера.

Гости смогли познакомиться с убранством жилищ, отведать угощения, привычные для коренных жителей нашего края. У каждого стойбища был зажжен костер, готовилось традиционное новогоднее блюдо – уха на живом огне.
 

 

В конкурсе приняло участие 11 стойбищ. Конкурс оценивали жюри:

  • Дмитрий Коравье, член Совета старейшин Ассоциации КМНС Магаданской области;
  • Надежда Хай-Хутык, ведущий методист по сохранению культурного наследия народов Севера;
  • Андрей Губарев, директор Центра народов Севера СВГУ;
  • Татьяна Фролова, хозяйка праздника.

Победителем за самое аутентичное оформление было выбрано стойбище Ольского района.
 

 

Губернатор области, Владимир Печеный, за большой вклад в развитие движения коренных малочисленных народов Севера вручил «Медаль за верность Северу», учрежденную Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Дмитрию Петровичу Коравье, члену совета старейшин правления областной ассоциации коренных малочисленных народов и этнических групп Севера.
 

 

На праздничной поляне работала яркая и богатая выставка-ярмарка декоративно-прикладного творчества народов Севера «Нёлтэн» (что означает «солнышко» с эвенского языка), где любой желающий мог приобрести себе поделки мастеров. Кроме того, проводился мастер-класс по изготовлению сувениров из природных материалов.
 

 

В одной из юрт были выставлены работы известного таксидермиста, мастера резьбы на китовом позвонке Евгения Плечева. Многие его работы хранятся в Хабаровском краеведческом музее, в частных коллекциях.
 

 

Прошли традиционные эвенские спортивные состязания по борьбе, перетягиванию палки и метанию маута, в которых мог принять участие любой желающий.
 

 

Для гостей праздника выступили ансамбль Центра народов Севера Северо-восточного государственного университета «ЯрарТор», национальный хореографический ансамбль Ольского районного центра культуры «Нелкени», ансамбль песни и танца народов Севера «Энэр». Лидия Балдаева, основатель и бессменный руководитель ансамбля «Энер», объявила о том, что прощается с Колымой и уезжает из нашего северного края.
 

 

Из года в год на поляну в устье реки Дукча приезжают люди за уникальным шансом – соприкоснуться с истинной аутентичной культурой, увидеть настоящие обряды, познакомиться с самобытными обычаями, которые передаются из поколения в поколение.

 

С конца 1990-х годов магаданцы широко отмечают Хэбденек, он является частью духовного богатства Колымы. Ведь пока живут традиции, пока ими дорожат, их сохраняют и бережно передают следующим поколениям – жива культура народа и его дух.



Статьи по теме:
Понравилась статья? Поделись с друзьями!!!

Каталог учреждений

Мультимедиа

Реклама на Яндексе в РБ - продвижение сайтов. Landing page. Заказать.

Панель управления