Новороссийск линкор

23-08-2016, 15:54 просмотров: 152, комментариев: 0

Новороссийск линкорНовороссийск линкор – боевое судно военного флота СССР, класса линкор (тяжело бронированный боевой корабль с мощным главным калибром на вооружении).

 

Вплоть до своего подрыва в 1955 году, «Новороссийск» был частью Черноморского флота.

История создания

 

Строительством судна занялась Италия в рамках проекта «Конте ди Кавур». Всего было построено три судна данного класса. Италия расценивала тогда еще «Джулио Чезаре» (позднее «Новороссийск») как дредноут.

 

Создание суда началась в 1910 году, и продолжалась четыре года – до 1914, когда дредноут был опущен на воду. На тот период строительство подобного корабля было очень затратным и Италии пришлось обратиться за помощью к английским инвесторам.

 

Как только данный проект закладывался, этот корабль можно было считать мощнейшим своего класса. Однако строительство продолжалось так долго, что на момент их вхождения в строй были построены более новые суда, а дредноуты «Конте де Кавур» уступали им мощи главного калибра.

Технические характеристики

 

Поскольку корабль служил и во флоте Италии, как «Джулио Чезаре» и как уже линкор на службе Союза – «Новороссийск», будут приведены характеристики во время его служения в Италии и Советском Союзе (он прошел глубокую модернизацию).

  • Водоизмещение – (Италия) 25 тыс. тонн; (СССР) 29 тыс. тонн;
  • Длина – (Италия) 176 м.; (СССР) 186 м
  • Ширина судна – 28 метров;
  • Водоизмещение – (Италия) 9, 4 м.; (СССР) 10, 4 м.;
  • Броняразных поверхностей – палуба судна – 110-135-мм, башня – 240-280-мм, барбеты – 220-240-мм, боевая рубка – 280-мм;
  • Мощность силовой установки – (Италия) 31 тыс. л. с.; (СССР) 93 тыс. л. с.;
  • Скорость – (Италия) 21, 2 узла; (СССР) 28 узлов;
  • Дальность хода – (Италия) 4800 миль при скорости десять узлов; 3100 миль при скорости двадцать узлов;
  • Экипаж судна – 1000-1250 моряков.

 

Вооружение

 

Как «Джулио Чезаре». Артиллерия судна:

  • 13 кор. орудий – 305-мм;
  • 18 кор. орудий – 120-мм;
  • 16 кор. орудий – 76-мм;

Зенитная артиллерия судна:

  • 6 орудий – 76-мм;
  • Минно-торпедное вооружение - 3 торпедных аппарата – 450-мм.

 

Как «Новороссийск». Артиллерия судна:

  • 10 кор. орудий – 320-мм;
  • 12 кор. орудий – 120-мм;
  • 8 кор. орудий – 120-мм;

Зенитная артиллерия судна:

  • 8 орудий – 37-мм, 12 орудий – 20-мм (1948г.);
  • 30 орудий – 37-мм (1953г.).

 

История службы

 

Как только завязалась Первая мировая война, сама Италия вошла в боевые действия не сразу. Когда страна в 1915 году вошла в войну, все корабли данного проекта находились на военной базе в итальянском городе Таранто. В целом, ситуация Италии на море была превосходной, их тяжелые суда были внушительной силой на Средиземном море, с которой нужно было считаться.

 

Новороссийск линкор

линкор Новороссийск фото

 

Однако у флота Италии есть и недостатки – у них не было современных легких судов. Англичане считали, что итальянцы действительно способны конструировать корабли, но сражаться на них итальянцы не могут. Чтобы улучшить позиции Италии на море, свой флот в Средиземное море послала Великобритания. Главная задача судов «Конте ди Кавур» была борьба с дредноутами противников, но пока им нельзя было лезть на рожон и рисковать собой.

 

В марте 1916 года «Джулио Чезаре» участвовал в прикрытии операции по захвату ВМБ (военно-морская база) на полуострове Саббионцела. В декабре этого же года корабли стояли на рейде острова Корфу (один из греческих островов). В 1917 году начались спецоперации на Ионических островах. Дредноут «Джулио Чезаре» был одним из тех кораблей, которые прикрывали эти операции с моря.

 

В общей сложности данный корабль провел в боевых ситуациях всего лишь 31 час и за весь период Первой мировой не совершил то, ради чего он был построен – он так и не встретил противника на поле боя, и не вступил с ним в бой. После Первой мировой корабль прошел небольшую модернизацию. В 1925 году над ним была проведена серьезная работа – ему заменили систему управления орудийным огнем на более новую, также была установлена катапульта для запуска гидросамолета.

 

С 1928 года «Джулио Чезаре» – учебный артиллерийский корабль. В 1933 году корабль был отправлен на еще одну модернизацию, теперь уже более масштабную. Были улучшены артиллерийские орудия, с 305-мм до 320-мм, была увеличена дальность стрельбы, улучшена противоторпедная защита и бронирования корабля. Были усилены ходовые качества дредноута, путем замены котлов и механизмов. Эта модернизация продолжалась до 1937 года.

 

Участь во Второй мировой

 

В 1940 году «Джулио Чезаре» начал принимать участие в боевых действиях на стороне флота Италии. В июле 1940 года он впервые столкнулся с английским флотом. В ходе сражения в него попал снаряд, который вызвал пожар на корабле. Это был снаряд, выпущенный с 381-мм орудия линкора «Уорспайт» королевского флота Ее Величества. После этого корабль ушел на ремонт.

 

В результате попадания погибло и было ранено больше ста человек. В самом конце лета корабль вышел с ремонта. В ноябре «Чезаре» бежал в Сицилию, скрывая от британских кораблей. В конце ноября он опять вступил в бой с английским флотом. В ходе боя оба противника понесли незначительные потери. В январе 1942 года «Чезаре» пошел в своей последний боевой поход, прикрывая германский конвой в Северную Африку. В следующем году он был превращен в плавающую казарму.

Послевоенный период и переход корабля в состав флота СССР – рождение «Новороссийска»

 

Когда война подошла к концу, страны победительницы разделили флот Италии, и СССР достался устаревший «Джулио Чезаре». В конце зимы 1949 года на корабле был поднят советский флаг. 26 февраля корабль прибыл в порт Севастополя. 5 марта «Джулио Чезаре» был переименован в «Новороссийск». Корабль был в запущенном состоянии, когда вошел в состав Черноморского флота.

 

Многое в корабле нужно было приспособить к современным стандартам: вооружение, системы обеспечения жизни экипажа, системы управления огнем. В июле 1950 года началась модернизация «Новороссийска». В ходе модернизации на нем были установлены советские зенитные оружия (см. выше), была переделана фок-мачта, улучшены приборы управления главным калибром, была установлена радиосвязь, заменены дизель-генераторы, модернизирована силовая установка линкора – до 93 тыс. л. с.

 

После этой модернизации корабль прибавил в весе – на 130 тонн. В мае 1955 года модернизация была завершена и на тот момент «Новороссийск» был сильнейшим кораблем во всем флоте СССР. Подрыв «Новороссийска» В порту Севастополя, в ночь 29 октября раздался мощный взрыв по правому борту. Взрыв насквозь пробил корпус линкора и в ходе него образовалась огромная дыра общей площадью в 150 квадратных метра. Моментально погибло больше ста пятидесяти человек.

 

Линкор пытались спасти, отбуксировав его на мелководье, но потом от этого отказались, так как нос уже сел на грунт. Спустя три часа корабль упал на левый борт, а к 22 часам этого же дня он полностью ушел на дно. Всего в ходе катастрофы погибло больше 800 моряков. Многие моряки умерли в отсеках корабля только 1 ноября, находясь уже на дне моря.

 

Интересные факты

 

  • У корабля «Новороссийск» (тогда еще «Джулио Чезаре») был девиз – «Чтобы выдержать любой удар»;
  • По окончанию Первой мировой девиз корабля изменился и теперь гласил: «Цезарь здесь!»;
  • За 40 лет до взрыва «Новороссийска» на этом же самом месте был потоплен корабль российского флота – «Императрица Мария» и также при невыясненных обстоятельствах.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!!!

Каталог учреждений

Мультимедиа

Панель управления