Любить свою Родину — значит знать её
» Поэты » Заболоцкий Николай Алексеевич

Заболоцкий Николай Алексеевич


Биография Заболоцкого Николая Алексеевича кратко (1903 – 1958)

 

    Заболоцкий Николай Алексеевич      Кто хоть раз слышал пронзительные и трогательные строки романса «Признание» («Зацелована, околдована…»), тот, конечно, услышал эти слова и музыку в себе, в своем сердце: это я так чувствую, это моя душа рвется от бесконечной нежности, это я и плачу, и утешаю. Эти стихи написал за год до смерти 54-летний поэт Николай Заболоцкий. Он прожил недлинную, но очень трудную жизнь, полную житейских неурядиц, творческих поисков, моральных и физических страданий.

 

Воспитание и учеба

 

         Отец Н. А. Заболоцкого был земским агрономом сельскохозяйственных ферм близ Казани, затем в деревне Сернур (республика Марий Эл). Сразу после революции отец был заведующим фермой-совхозом уездного города Уржума, где Николай окончил среднюю школу. Из детских лет будущий поэт вынес любовь к вятской природе, интерес к работе отца, пристрастие к книгам и раннее осознание своего призвания поэта. В 1920 г. он уехал в Москву, через год – в Петроград. Там он поступил в Педагогический институт им. Герцена на факультет русского языка и литературы.

     Студенческие годы Заболоцкого, как и многих других в то время, были голодными и неустроенными, а поставленная цель – стать поэтом – мучила поисками собственного лирического голоса. Он увлекался поэтами начала века: Блоком, Мандельштамом, Ахматовой, Гумилёвым, Есениным. Но постепенно пришел к пониманию того, что ему ближе классики русской поэзии XVIII, XIX веков, а из современных – Велимир Хлебников.

 

В поисках пути

 

           Время подражаний и ученичества закончилось к 1926 году, когда начинающий поэт нашел, наконец, свой собственный поэтический метод, определил круг его применения. В 1926-1928 годах основной темой его стихотворений стали зарисовки моментов городской жизни, полный контрастов и противоречий того времени. Заболоцкому, выросшему среди сельских пейзажей, город виделся то зловещим и враждебным, то необычайно привлекательным, причудливым и живописным. В письмах будущей жене Е. Клыковой он писал, что запутывается в своем отношении к городу и дерется «против него».

   Определяя свою тему в отношении города, Заболоцкий тогда еще пришел к выводу, что социальные проблемы находятся в прямой взаимосвязи и взаимозависимости людей и природы. В таких стихотворениях 1926 года, как «Лицо коня», «Новый быт», «Вечерний бар», «Ивановы», «Свадьба» и другие, просматривается убеждение поэта в том, что причиной духовной ограниченности горожан является их уход от естественной жизни в ладу с природой и забытый долг перед ней. Становление творческой позиции Николая Алексеевича способствовали еще два обстоятельства – увлечение живописью Шагала, Филонова, Брейгеля и сотрудничество в литературном Объединении реального искусства, в частности с Хармсом, Введенским, Вагиновым и другими, называющими себя обериутами.

 

Первый сборник. Травля. Переводы

 

         «Столбцы» - первая книжка поэта. Она вышла в 1929 году и содержала всего 22 стихотворения. Ее одобрили авторитетные писатели и критики: В. Каверин, С. Маршак, Ю. Тынянов и другие. Но потом появилась враждебная критика. Травля усилилась после того, как он опубликовал поэму «Торжество земледелия» (1933). Его заклеймили поборником формализма и апологетом чуждой идеологии. Поэтому новая книга стихов, подготовленная к печати в том же, 1933 году, уже не увидела свет. Но поэт продолжал работать. Сотрудничество в детских журналах «Чиж» и «Ёж» давало некоторый заработок. Кроме того, он перевел «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставели, «Гаргантюа и Пантагрюэля» Ф. Рабле и «Тиля Уленшпигеля» Д. Костера.

 

Философская лирика

 

         Творчество Заболоцкого все более наполнялось философским содержанием под влиянием поэзии Державина, Пушкина, Тютчева, Гете и Хлебникова, а также трудов Григория Сковороды, Вернадского и других философов. Работы Циолковского, с которыми он познакомился в 1932 году, тоже произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он даже написал ему письмо, в котором рассказал, что его глубоко волнуют проблемы, над которыми думает ученый, и что в своих неопубликованных стихах и поэмах он также пытался их разрешать. Основа натурфилософии Николая Алексеевича заключается в том, что мироздание – единая система, в которой объединены формы живой и неживой материи, вечно взаимодействующие и взаимопревращающиеся. Человек как высшее сознательное существо должен преобразовывать природу и видеть в ней и ученицу, и учительницу. Социальное совершенствование человечества приведет в итоге к социальной справедливости и в отношении к природе.

 

Арест и лагеря

 

         Недолгое благополучие, когда увидел свет его второй сборник («Вторая книга» - 1937), когда было начато переложение «Слова о полку Игореве», когда увлекли переводы с грузинского, закончилось. 19 марта 1938 г. Заболоцкий вдруг был арестован. Основанием к обвинению послужили статьи и рецензии критиков, искажавшие суть его творчества. «Наказание» он отбывал в концлагерях Дальнего Востока и Алтайского края до 1944 г. Потом – несколько месяцев 1945 года уже в окружении семьи жил в г. Караганде. После восстановления в Союзе писателей (1946) Заболоцкому было разрешено жить в Москве.

 

Последнее десятилетие

 

        Московский период жизни и творчества Заболоцкого был плодотворным: он много писал, переводил, выпустил последний прижизненный сборник, восторженно принятый авторитетным ценителем поэзии К. И. Чуковским. Но 14 октября 1958 г. сердечный приступ оборвал жизнь большого русского поэта.





10799 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из ра­бо­ты ис­то­ри­ка С. Г. Пуш­карёва и опре­де­ли­те на­зва­ние твор­че­ско­го объ­еди­не­ния, о ко­то­ром идёт в нём речь. «Страст­ная оп­по­зи­ция клас­си­че­ско­му, ака­де­ми­че­ско­му стилю опер­но­го ис­кус­ства ис­хо­ди­ла от [этого объ­еди­не­ния]. Пи­а­нист М. А. Ба­ла­ки­рев стал вдох­но­ви­те­лем и вождём этой груп­пы мо­ло­дых но­ва­то­ров, вос­став­ших про­тив око­сте­нев­ших ка­но­нов од­но­вре­мен­но с «на­род­ни­ка­ми» в ли­те­ра­ту­ре и «пе­ре­движ­ни­ка­ми» в жи­во­пи­си. В [объ­еди­не­ние, воз­ник­шее] между 1857 и 1862 гг., вхо­ди­ли офи­цер ин­же­нер­ной служ­бы Це­зарь Кюи, ар­мей­ский по­ру­чик М. П. Му­сорг­ский, учёный-химик А. П. Бо­ро­дин и мор­ской офи­цер Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков. Все они стали вы­да­ю­щи­ми­ся ком­по­зи­то­ра­ми. Они стре­ми­лись к ре­а­лиз­му и на­род­но­сти в му­зы­ке».
    A12
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме