Тихон Хренников – яркий композитор советского времени, классик русской музыки ХХ века. За десятилетия своего творческого пути он был удостоен самых престижных музыкальных премий и высших государственных наград. И хотя имя Хренникова было на слуху, подробности его биографии остаются малоизвестными. Постараемся восполнить этот пробел.
↑ Детство и юность
Будущий композитор родился в небольшом городе Елец (ныне Липецкая область) 28 мая 1913 года в купеческой семье. Тихон был самым младшим из десяти детей. Очень рано у мальчика проявились способности к музыке. В девять лет он начал заниматься игрой на рояле. Когда Тихону было одиннадцать, у него появился новый учитель – столичный пианист Владимир Агарков.
После того, как Агарков покинул Елец, обучением юного таланта занялась Анна Варгунина. В это время Хренников начал писать музыку. В четырнадцать лет он поехал в Москву, чтобы показать свои первые работы Агаркову. Учитель похвалил одарённого юношу, но посоветовал ему окончить школу-девятилетку в родном городе и только после этого думать о карьере в музыке.
В 1929 году Хренников снова поехал в Москву. На этот раз он показал свои работы Михаилу Гнесину. Мэтр оценил его талант и посоветовал подать документы в своё знаменитое училище (тогда оно называлось Государственным музыкальным техникумом).
↑ Первые шаги в Москве
В Гнесинском училище Хренников занимался по классу рояля у Э.Г. Гельмана и по классу композиции у самого Гнесина. Окончив обучение в училище в 1932 году, Тихон Хренников поступил в Московскую консерваторию, где его учителями стали Виссарион Шебалин и Генрих Нейгауз. В это же время Хренников начал работать в Московском детском театре. В 1933 году на его сцене был поставлен спектакль Николая Шестакова «Мик» с музыкой Хренникова. В том же году в Воронеже состоялся его первый публичный концерт.
В начале тридцатых в советской печати разгорелась дискуссия о будущем музыкального искусства. Тихон Хренников принял в ней активное участие. В «Правде» появились его статьи с острой критикой увлечения западными веяниями (модернизмом) и новых произведений Шостаковича и Прокофьева. Сам Хренников воздерживался от смелых экспериментов и творил в рамках, установленных новым стилем искусства – социалистическим реализмом.
В 1935 году молодой композитор успешно завершил обучение в консерватории, а его дипломным проектом стала симфония.
↑ Всесоюзный успех
Первая симфония Хренникова произвела впечатление на Владимира Немировича-Данченко. Он предложил композитору написать музыку для новой оперы по роману Николая Вирты «Одиночество». Работа над оперой была завершена в 1939 году. В том же году состоялась премьера другой оперы Хренникова – «В бурю». На этой премьере присутствовали высшие должностные лица страны: Ворошилов, Молотов и сам Сталин.
В годы Великой отечественной войны вышли два фильма с музыкой Хренникова. Они обеспечили композитору не только успех, но и славу. В ноябре 1941 года на экраны вышла снятая ещё до войны комедия «Свинарка и пастух», а в 1944 году – романтическая картина Ивана Пырьева – «В 6 часов вечера после войны». В последнем фильме прозвучал «Марш артиллеристов» на стихи Виктора Гусева. Эта песня стала одним из символов борьбы советского народа с нацизмом.
↑ Мэтр советской музыки
В послевоенные годы Хренников сосредоточился на оперной музыке. И в последние годы жизни Сталина, и после его смерти композитор оставался верным идее «чистоты русского искусства», которая, по его мнению, заключалась в отказе от авангардистских находок, а также в борьбе с формалистами и людьми, подверженными влияниям Запада. В 1948 году Хренников стал первым секретарём Союза композиторов СССР и сохранил этот пост до 1991 года.
Благодаря высокой должности он сохранял влияние на всю музыкальную среду Советского Союза. В 1979 году главный композитор страны выступил против семи композиторов-авангардистов (Хренниковской семёрки) и добился того, что их имена перестали упоминаться в советской печати. Сам Хренников за годы жизни получил множество государственных наград: три Сталинских, одну Ленинскую премию и одну Госпремию СССР, звания народного артиста РСФСР и СССР и звезду Героя социалистического труда.
Вскоре после распада Советского Союза Союз композиторов был расформирован. Потеряв своё кресло, Хренников взялся за монументальный балет «Наполеон Бонапарт», который был поставлен в Большом театре в 1995 году. В 2007 году Тихона Николаевича не стало. Он похоронен в родном Ельце.