Любить свою Родину — значит знать её
» Русские Художники » Добужинский Мстислав Валерьянович

Добужинский Мстислав Валерьянович


 В. Добужинский – русский график, театральный художник, мемуарист.

 

Детство. Юность

 

Добужинский Мстислав ВалерьяновичДобужинский родился 2.08.1875 в Новгороде. Его отец был военным, служил преподавателем петербургского Михайловского артиллерийского училища, в отставку вышел генерал-майором. Мать была артисткой, певицей. Родители разошлись, едва родился Мстислав. Мать уехала, а отец взялся за воспитание и образование сына. Оба родителя очень любили мальчика, так что ему пришлось в детстве поочередно жить то у отца, то у матери. Проживая с отцом в Кишиневе, Мстислав поступил в гимназию, а закончил гимназический курс в Вильне.

 

Способности и тяга к рисованию обосновали его поступление в Императорскую школу общества поощрения художеств (Петербург), где он проучился с 1885 по 1887г. Художественному мастерству Добужинский учился у словенского живописца Антона Ажбе и у венгерского художника Шимона Холлоши в течение 1899 – 1901 годов в Мюнхене.

 

Профессиональный художник

Добужинский Мстислав Валерьянович картина "Гримасы города"

Добужинский Мстислав Валерьянович картина "Гримасы города" фото

 

Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве. Добужинский был в числе первых поклонников таланта литовского живописца и композитора Микалоюса Чюрлёниса, которого долгое время критики обходили вниманием. Глубокое понимание символического искусства Чюрлёниса, его фантастического мира мечты, сказочных видений свидетельствует о тонком чутье Добужинского в сфере художественного творчества.

 

В 1919 г. он получил назначение на пост директора художественного училища в Витебске. Когда был создан театр БДТ, на первых порах спектакли там оформлял Мстислав Добужинский. Кроме того, он много занимался преподавательской деятельностью, работая в штате частных художественных школ Петербурга. В 1922 г. стал профессором Петроградской Академии художеств.

Литовское гражданство

 

Русский и литовский поэт-символист Юргис Балтрушайтис, будучи полномочным представителем Литвы в Советском Союзе, помог Добужинскому принять литовское гражданство и покинуть СССР. В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 – 29 годах – в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь». Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г. Каунас). Параллельно преподавал в одной из частных художественных школ, писал искусствоведческие статьи для литовских изданий. В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию.

 

В Европе и США

Добужинский Мстислав Валерьянович картина "Старый домик"

Добужинский Мстислав Валерьянович картина "Старый домик" фото

 

Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями. Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства – создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе. Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения. В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты. Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника. Умер Добужинский в Нью-Йорке 20.11.1957.

 

Обзор творчества

Добужинский кртина "Окно в парикмахерской"

Добужинский кртина "Окно в парикмахерской" фото

 

Начало творческого пути Добужинского сопровождалось влиянием югендстиля (это немецкое название стиля «модерн»), а также известных художников «серебряного века» (Бенуа, Сомов). Его причисляли к декадентам. Стиль его работ был близок к символизму. Много внимания Добужинский уделял в своем раннем творчестве городскому пейзажу. По его признанию, любимый Петербург привлекал его как художника не столько общепризнанными красотами, сколько деталями «изнанки» - закоулками, дворами, неказистыми местечками.

 

Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик». В них художник изобразил жизнь и нравы города: безвкусица, цинизм, пошлость, продажность, где вперемешку соседствуют трагическое и комическое. Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем. Рядом – равнодушные прохожие, бедный шарманщик со своей обезьянкой, какая-то нелепая афиша, зазывающая горожан, кафешантан, глухие и мрачные здания, в которых обитают несчастливые люди. Таким видел Добужинский современный ему Петербург.

 

Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами. Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него. Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни. Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии». Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие.

 

А в книжной графике можно назвать его замечательные иллюстрации к повести «Барышня-крестьянка» Пушкина, к сказке «Свинопас» Андерсена, к повести Достоевского «Белые ночи», к сказке «Три толстяка» Олеши и к множеству других произведений.





7139 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    [b]Прочтите отрывок из сочинения В.О. Ключевского и укажите, чье царствование характеризует историк[/b] «Я не разделяю довольно обычного пренебрежения к значению этого кратковременного царствования... это царствование органически связано как протест — с прошедшим царствованием матери, а как первый неудачный опыт новой политики, как назидательный урок для преемников — с будущим. Инстинкт порядка, дисциплины и равенства был руководящим по-буждением деятельности этого императора, борьба с сословными привилегиями — его главной задачей».
    A7
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский
Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский
Сегодня имя художника Дмитриева-Оренбургского мало что говорит зрителю: картины его забыты, монографических исследований творчества не было. Иногда в обзорах искусства второй половины 19 века появляется его имя. А, между прочим, жизнь художника