Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » Опаленное детство

Опаленное детство


Термин «опаленное детство» придуман не мной. Его уже давно используют журналисты и историки, рассказывая о судьбах детей, переживших войну. Я живу в Сибири, и, слушая рассказы учителей о детях, переживших войну, конечно, сопереживала этим историям, но для меня они были рассказами о чем-то далеком, не затрагивающим меня. Все изменилось, когда я услышала историю своей соседки о ее двоюродной бабушке.

 

В годы войны она, уроженка Белоруссии, оказалась на захваченной немцами территории и пережила все ужасы того периода. Ее история потрясла меня. Но многое в рассказе соседки о Валентине Андреевне, мне показалось не понятным. И тогда я решила провести собственное расследование.

 
Основой моего исследования послужила информация, предоставленная Шевцовой Валентиной Андреевной. Не вся информация, предоставленная в ходе этого интервью, показалась мне достоверной. Эта информация нуждалась в дальнейшем подтверждении через официальные источники:
Семья Шевцовых проживала до войны Витебской области Сиротинского района Мишневичского сельсовета в деревне Теолино. Семья была большой: 7 человек.  Родители работали в колхозе. Андрей Иванович Шевцов, глава семьи, член ВКП (б).

 
Из интервью Шевцовой В.А: «Никогда не забуду то страшное утро.   Мы проснулись от криков людей и маминого тревожного голоса. Мы ничего не понимали, что происходит. Спросив у мамы «Почему она плачет?», услышали: «Детки, началась война, Отец уходит на фронт».
Шевцова Валентина Андреевна в своих воспоминаниях говорила, что отца забрали в партизаны в первый же день войны. Однако, изучая документы о Витебской области в годы Великой Отечественной войны, я обратила внимание на следующие факты:

 
1.    22 июня в области была объявлена мобилизации, но в регулярную армию
2.    Немцы пришли в Витебскую область примерно 5 июля.
3.    Тогда же, 5-6 июля в области формируется народное ополчение из двух тысяч человек, организованы дружины противовоздушной обороны.
Как же 22 июня отец Шевцов мог уйти в партизаны? Пришлось продолжить поиск информации по данной проблематике. Этот поиск привел к удивительным открытиям.
1.    Первые официальные документы об организации партизанского движения были: директива СНК СССР и ЦК ВКП(б)от 29 июня 1941 г.и постановления ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 г. "Об организации борьбы в тылу германских войск", изданные под грифом "секретно". Они были доведены до узкого круга руководящих работников Западных областей.
2.    Уже 1 июля ЦК КП (б) Белоруссии разослало директиву № 2 партийным, советским и комсомольским организациям по развертыванию партизанской войны в тылу врага, где в частности говорилось: «Все местности Белоруссии, занятые врагом, должны немедленно покрыться сетью партизанских отрядов…»
3.    Однако, в некоторых документах упоминается информация о том, что в Белоруссии к организации партизанского движения приступили еще раньше: «… 26 июня 1941 г.  была начата организация партизанских отрядов в районах, прилегающих к фронтовой полосе… Была поставлена задача: …создать базы и очаги партизанского движения… Подготовить явочные квартиры и курьеров… 26 июня с. г. было организовано 14 партизанских отрядов общей численностью 1162 человека…».
4.    Первыми партизанами были комсомольцы и коммунисты, советские и партийные работники. Именно они оставались по приказу партии в тылу врага для организации партизанского движения.
5.    С конца июня 1941 по июнь 1944 года в Витебске и окрестностях действовало партийно-комсомольское подполье. К середине августа 1941 г. на территории Белоруссии действовал 231 партизанский отряд (свыше 12 тысяч человек). В Витебской области, партизанское движение развернулось под руководством райкомов партии: сразу после оккупации начал боевые действия партизанский отряд «Большевик» под команд. И. С. Федосеенко.
6.    В Сиротинском районе, где проживала семья Шевцовой В.А., действовали партизанские отряды им. Чапаева, "Неуловимые", Сиротинская партизанская бригада, 2 отряда Белорусской диверсионной бригады имени Ленина.


Таким образом, мы приходим к выводу о том, что уже в первые дни войны руководством области и района начинает очень мощно формироваться из надежных партийных работников будущее партизанское движение. Учитывая, что Андрей Иванович Шевцов еще в довоенное время был членом партии, что для сельского населения было в то время не частым явлением, он мог стать членом этого организованного подполья. Однако, остается открытым вопрос с датой призыва в партизаны Шевцова А. Здесь возможно рассматривать следующий вариант: позже перепутали дату призыва А. Шевцова (что вполне реально, учитывая возраст его дочери в 1941г. и то, что отец погиб в 1944 г).   


В июле 1941 года в Сиротинский район пришли немцы. Однако, деревню Теолино на первых порах новый режим не сильно беспокоил. Здесь, конечно же, был назначен староста, но немцы не появлялись.  Первое воспоминание Валентины Андреевны о периоде оккупации связано с днем прихода немцев в деревню. Первым делом захватчики забрали у крестьян весь скот и угнали его. Валентина Андреевна рассказывала внучке, что было очень страшно. Все плакали, кричали. Но, как выяснилось позже, самое страшное было еще впереди.


К осени 1941 года в области стали активно действовать партизаны. К началу зимы 1941 года партизаны держали под полным контролем целые районы (зоны) в сельской местности, устраивали многочисленные диверсии и нападения на войска фашистов. Немцы тут же предпринимают ответные меры. Немедленной казни должны были подвергнуться партизаны, подпольщики и саботажники, а также коммунисты, партийные работники и их семьи. Местные жители зачастую укрывали своих соседей. Однако далеко не все жители даже в одной деревне были настроены столь патриотично. Источники рисуют довольно пеструю картину настроения и поведения людей, внезапно оказавшихся в оккупации. Были и те, кто открыто перешел на сторону фашистов. По немецким данным, к началу 1942 г. 60 421 советский гражданин поступил на службу к оккупантам в качестве полицаев, сельских старост, мелких чиновников. Были такие и в Теолино. Кто-то из них донес немцам о семье партизана Шевцова.
Зимой (точные данные не известны) в деревню пришел карательный отряд и полицаи.


«…Даже мне, маленькой, несмышленой девочке, было очень страшно... Мать и братика Колю (ему было 2 годика) полицаи расстреляли, а нас (меня и Маню) выбросили через окно, где мне повредили левую ногу и руку.  Я кричала от боли, Маня схватила меня за руку и восстановила её, а нога и теперь дает мне помнить о войне и полицаях».  Немцы запретили хоронить убитых, и тела убитых матери и брата Шевцовой В.А. лежали в доме целую неделю. Все это время, дом был под надзором полицаев. Они ждали, что придет отец, ведь в заложниках остались маленькие дети - Валентина, ее сестра Маня, маленькие брат Витя (2 года) и сестра Лида (3 года). Со слов Валентины Андреевны, отца в деревню не пустили партизаны, «потому что нас никого-бы не осталось в живых, всех бы расстреляли…» Только через неделю партизаны ворвались в деревню. Но отца среди них не было.  Мать и Колю партизаны похоронили той же ночью.


Так как удержать деревню в руках партизан было в тот момент невозможно (немцы той же ночью подтянули к Теолино свои силы), то, похоронив семью партизана и расстреляв захваченных полицаев, отряд вновь ушел в леса. Вместе с партизанами уйти решили и многие односельчане. Среди них был дед Шлыков. Он взял осиротевших детей к себе. «Приехали мы в Смоленщину в деревню Ситавицы, там прожили зиму.  В этой же деревне умер от голода Витя».


Дальше Валентина Андреевна сказала странную фразу: «Весной поехали дальше в отступление по Смоленщине». Какое могло быть отступление, если Белоруссия находилась в это время под властью немцев? Мои попытки поправить бабушку заканчивались одним и тем же: «Немцев не было. Когда они подошли к деревне, мы стали отступать с партизанами».


Пришлось снова заняться изучением доступной литературы. В результате была найдена следующая информация: В Витебской области существовало мощное партизанское движение. Партизаны держали под полным контролем целые районы (зоны). Благодаря действиям партизан были созданы, так называемые, «Витебские (Сурожские) ворота» — 40-километровый пролом в линии фронта, действовавший в 1942 году. Рост и активность партизанских сил приобрели такой размах, что оккупанты были изгнаны из сотен населенных пунктов. Освобожденная в тылу противника территория получила название партизанских краев. Первый партизанский край возник в сентябре-ноябре 1941 г. Всего их насчитывалось одиннадцать: 4 из них были в Белоруссии. На освобожденных территориях партизаны накапливали и обучали резервы, лечили раненых и больных, строили аэродромы для приема самолетов с Большой земли. Здесь легально действовали органы советской власти и партийные органы. «По неполным данным, в партизанских краях и зонах скрывались от захватчиков и помогали партизанам около 4 млн советских граждан». Таким образом, и эта информация Шевцовой В.А. нашла свое документальное подтверждение.


Во время партизанского переселения произошла удивительная встреча. «Мы подъезжали к деревне Клесты. Ехали возле леса и вдоль него же несли на носилках раненых партизан. Внезапно с носилок раздался знакомый голос – это был наш отец». Отец узнал деда и спросил: кто из детей остался в живых. Дед ему и рассказал обо всем.  С Шевцовым Андреем в этом же партизанском отряде была и его 18-летняя сестра Вера. По просьбе брата она осталась с детьми в деревне Клесты.  Это была последняя встреча Валентины Андреевны с отцом. В 1944 году он погибнет.


В деревне Клесты тяжело заболела младшая сестра Валентины Андреевны – трехлетняя Лида. К счастью в этой же деревне располагался партизанский госпиталь. В этот госпиталь и положили лечиться девочку. Тетя ходила в госпиталь каждый день и «говорила сначала, что все хорошо, что девочка идет на поправку и скоро заберем её домой. А когда пошла забирать ее, то вернулась одна, ответила нам что, Лида умерла. Однако, Валентина Андреевна призналась мне, что никогда не верила в смерть Лиды. Они вместе с сестрой всю жизнь думали, что её удочерил кто-то из госпиталя. По крайней мере, тело сестры Валентина Андреевна не видела. Хоронить ее им не отдали. Сегодня уточнить или опровергнуть эту информацию уже невозможно.
В любом случае, у Валентины Андреевны война отняла еще одного близкого человека.
В 1943 году Шевцовы вернулись в свою деревню Теолино.


Белоруссию освободили 6 июля 1944 года. А через несколько дней пришло еще одно письмо от отца. Выяснилось, что отец призван в ряды Красной армии. В результате интернет - поиска мне удалось выяснить, что Шевцов Андрей Иванович был направлен рядовым в 106-й стрелковый полк 29- стрелковой ордена Суворова дивизии.  По этой же ссылке я обнаружила очень интересную и ранее не известную информацию. В этой же части служил и погиб в тот же день, что и Шевцов Андрей Иванович еще один Шевцов – Афанасий Иванович, 1893 года рождения Витебской области Сиротинского района деревни Теолино. Удалось выяснить, что это родной брат отца Валентины Андреевны. Братья всю войну были в одном партизанском отряде. Позже попали в одну и ту же воинскую часть и погибли в одном бою. Данную информацию мы будем еще уточнять.

 

Попытаемся найти других родственников Афанасия Ивановича.
В этом же письме отец Валентины Андреевны писал: «Вера, в Лесковичах открывается детский дом. Кто остался жив из детей - отдай в детский дом». Тетя Вера пошла в сельсовет, ей сразу дали путевку на детей в детский дом. «Когда она нам сказала, что отдаст в детдом, мы криком кричали, просили не отдавать. Мы говорили, что кушать просить не будем и плакать тоже.. Но она все же нас отдала. Подогнали лошадь, усадили меня и Маню в телегу. Мы кричали на всю деревню. Люди плакали, глядя на нас. Не отъехали мы еще от дома, как увидели, что идет почтальон и несет письмо. Мы закричали: Тетя Вера, папа пишет, что б ты нас в детдом не отдавала». К сожалению, получилось все наоборот – почтальон принесла извещение о смерти отца. Он погиб 20 августа 1944 года в Литве Шауляйского уезда у деревни Гурвино.  Это было страшным потрясением для девочек. А через некоторое время их определили в детский дом № 20 (Витебская область, Сиротинский район, деревня Лесковичи). Здесь Валентина Андреевна и ее сестра воспитывались до 26 декабря 1951 года.


В детский дом сестры Шевцовы поступили одними из первых. Вместе с ними первое время в детдоме было всего 8 человек. Однако, Валентина Андреевна рассказывала, что первое время дети поступали практически каждый день. Жили очень плохо. «Спали мы на полу и соломой накрывались. В детском доме был голод. Кто мог, ходили по домам, просили кушать. Дети болели. Очень многие в первый же год умерли. Мне запомнилось, как Надежда Андреевна (воспитатель) пошла в Шумилино и променяла свое платье на стакан соли для нас. Вот мы обрадовались, что овсяная каша будет соленая».


Только одни эти факты позволяет нам увидеть, как тяжело жилось в послевоенном детском доме на только что освобожденной от немцев территории. Голод, отсутствие мебели, одежды, высокая детская смертность – это основные характеристики того периода. К счастью, люди не оставили детский дом без помощи: селяне подкармливали детей кто чем мог. И именно они же, поехав в соседнее село Шумилино и увидев, что кладовщик детского дома торгует на рынке селедкой, которую в детдом прислали солдаты, вызвали из района комиссию: «Что это делается? – писали они, -  дети ходят, побираются, а работники торгуют детскими продуктами».  «Приезжала и областная комиссия, уволили почти всех сотрудников. Оказалось, что некоторые из сотрудников были скрытые полицаи. А тут еще фельдшер признал у нас трахому и давай лечить медным купоросом (натирала нам глаза). Дети крик подняли, и колхозники рассказали об этом комиссии. Вот тут-то их всех и убрали».


А в детский дом пришли новые сотрудники. Все они были фронтовиками.
И ситуация в доме сразу же изменилась. По их просьбе колхоз подарил детскому дому 12 коров. Завели свое хозяйство. Сажали картошку, овощи. Развели кроликов. Потом колхоз подарил еще и коня. Новые воспитатели запретили наказывать детей. Директор приказал, чтобы они вместо наказания разъясняли нам, что хорошо, а что плохо. Здесь, в детском доме, Валентина Андреевна 10 мая 1945 года узнала о том, что война, которая отняла у нее все: родителей, братьев и сестер, дом, достаток, закончилась.


Великая Отечественная война закончилась 73 года назад. Для многих моих сверстников она - страница истории. Для меня же эта война стала трагедией. Невозможно без слез вспоминать о том, что пришлось пережить Валентине Андреевне: убийство мамы и младшего брата, скитания по партизанскому краю, смерть от болезней и голода почти всех братьев и сестер, гибель на войне отца, послевоенный детский дом. Война уничтожила не только ее семью. Она лишила ее детства, на всю жизнь оставила телесные и душевные раны.


Но самое страшное, это то, что данная трагедия - не единичный случай. Миллионы людей, оказавшиеся на оккупированной немцами территории, чьи отцы и братья ушли в партизаны могли рассказать бы похожую историю. И особенно трагична судьба Белоруссии. Здесь было наиболее массовое и мощное партизанское движение. Здесь немецкие войска, пытаясь бороться с общенародным сопротивлением, применяли наиболее страшные методы и формы геноцида.

 

Автор: Плаксина Александра, 10 класс.
МКОУ «СОШ № 10», г. Бирюсинск
Руководитель: Рудая Наталья Владимировна,
учитель истории





1281 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний авиа­кон­струк­то­ра и ука­жи­те фа­ми­лию, про­пу­щен­ную в тек­сте. «Имен­но в пер­вые дни войны стало ле­ген­дар­ным имя лётчика ____________. 26 июня он, воз­вра­ща­ясь после вы­пол­не­ния бо­е­во­го за­да­ния, попал под об­стрел не­мец­ко­го самолёта. Про­бит бен­зо­бак, воз­ник пожар. Ко­ман­дир и его эки­паж были об­ре­че­ны. Но они от­пла­ти­ли врагу, об­ру­шив свой го­ря­щий самолёт на скоп­ле­ние не­мец­ких ав­то­ма­шин и ци­стерн с бен­зи­ном».
    A15
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Михайлов Василий Иванович
Михайлов Василий Иванович
Михайлов Василий Ивановича в конце августа 1941 года был призван в Белорусский партизанский отряд командиром которого был герой ВОВ Осман Косарев. Для дедушки он был не только командиром , но и лучшим другом с которым прошли все годы войны, память о
Спросим старших о войне Рябов Дмитрий Борисович
Спросим старших о войне Рябов Дмитрий Борисович
На Россию напали немцы в 1941 году. Годы войны были тяжёлыми. Фашисты захватили сёла и города. А русские люди сеяли хлеб для наших солдат. Немцы дошли и до посёлка Ленинский Брянской области. В этом посёлке жили мои прадедушка, прабабушка