Отечество.ру » Семья победы » ПО СТРАНИЦАМ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА. Диденко Павел Михайлович

ПО СТРАНИЦАМ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА. Диденко Павел Михайлович

7-08-2017, 12:55 просмотров: 78, комментариев: 0

Война! Страшное, холодное, жестокое слово! Наша страна стала участницей этого страшного действия. Почти четыре года длился этот кошмар. Почти четыре года сотни и тысячи людей с ужасом встречали каждый новый день.

Все дальше в историю уходит победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Но боль в его душе и сегодня отдается набатом скорбной памяти. Наверно, нет такой семьи, где бы ни было родственников, побывших на войне. Одни вернулись домой, а другие навечно остались в памяти. И сегодня наша задача помнить тех, кто подарил нам счастливое детство.

Однажды зимним вечером, листая страницы альбома с пожелтевшими от времени фотографиями, я попросила отца рассказать о его папе, моём дедушке. И вот что он мне поведал. Мой дед прожил нелегкую жизнь с множеством испытаний, в числе которых была война. Звали его Диденко Павел Михайлович, родился он в г. Бендеры Бессарабской губернии в 1899 году в семье паровозного машиниста.

По окончании ремесленного училища в 1917 году поступил работать слесарем в паровозное депо Бендеры Юго-Западной дороги, оттуда в 1918 году ушел добровольцем в Красную Армию и прослужил по 1921 год. После демобилизации поступил работать на железную дорогу и проработал на ней помощником машиниста, затем машинистом с 1922 по 1929 год на Екатерининской и Пермской железных дорогах.

В 1929 году работал машинистом в депо Кунгур Пермской железной дороги был командирован учиться в счет партийной «тысячи» в Свердловский энергетический институт, закончив два курса был переведен в Ростовский институт железнодорожного транспорта. По окончании института был направлен работать на Северокавказскую железную дорогу, где проработал до 1940 года в должностях: бригадиром, заместителем начальника и начальником паровозного отделения.

В 1940 году вследствие ликвидации отделения был переведен на Полтавский паровозоремонтный завод на должность старшего инспектора НКПС, откуда ввиду эвакуации завода, эвакуировался, вместе с семьей в г. Красноярск. По прибытии в г. Красноярск, был назначен начальником топливного отдела, а затем, заместителем начальника паровозной службы Красноярской железной дороги, где осенью 1942 года приказом заместителя народного комиссара Путей Сообщения был назначен начальником колонны паровозов особого резерва НКПС № 31. С этой колонной весь период Отечественной войны обеспечивал воинские перевозки на 1-ом, 2-ом, 3-ем и 4-ом украинских фронтах. Прямо к линии фронта подвозили они боеприпасы, технику, людей под бомбежкой врага.

Прошел мой дедушка от Сталинграда до Польши (г. Краков). Из Кракова в Германию возили воинские составы, технику. Здесь и встретили День Победы. «1942 год. Участие в военных действиях принимали паровозные колонны, сформированные на дорогах. Только на Красноярской их было 35. Осенью была сформирована красноярская 31-ая паровозная колонна во главе с машинистом П. Диденко, перевозившая грузы во время битвы на Курской дуге и с I Украинским фронтом участвовавшая в Берлинской операции. Два месяца работала колонна №31 на вновь построенной Северо-Печорской железной дороге, осваивая эту магистраль.

Ноябрь. Указом Президиума Верховного Совета СССР все железные дороги страны переведены на военное положение. 1943 год В феврале красноярская паровозная колонна №31 была переброшена под Сталинград для обеспечения резервов, вооружения, боеприпасов, продовольствия. В числе первых колонна №31 вступила на Правобережную Украину и обеспечила движение грузов по освобожденной Одесской железной дороге. При этом машинисты перекрывали технические нормы, проявляли упорство и смекалку. Считалось, например, что по понтону через Днепр нельзя провести состав более 1200 тонн. Машинисты же Шишов и Ковалев провели поезда весом по 1600 тонн. Свой боевой путь колонна №31 окончила у Днестра» - это я прочитала в книге «Красноярская железная дорога в годы Великой Отечественной войны (1941-45)» По документам начальником колонны паровозов № 31 особого резерва НКПС инженер тяги капитан Черепов, а помполит колонны паровозов № 31 инженер майор тяги Забелин. После разгрома фашистской Германии с колонной был переброшен на Дальний Восток, где обеспечивал воинские перевозки, связанные с разгромом японской Квантунской армии в Манчжурии.

После войны с 1945 по 1946 дедушка работал начальником паровозного депо г. Боготол, а с 1948 по 1952 начальником Минераловодского паровозного депо. Был награжден орденом Красной звезды за выполнение военных оперативных заданий, медалью за победу над Германией. Медалью за доблестный труд, медалью 20 лет Победе в ВОВ. Обо всем я узнала от моего отца, Диденко Юрия Павловича, который ребенком прошел со своим отцом всю войну. Так как их семью. Мать четверых детей, отправили в Сибирь (в эвакуацию). Но в холод и голод тяжело было выжить, поэтому прадедушка забрал всю свою семью к себе в колонну. Бабушка, Диденко Мария Ивановна, работала кладовщицей, а старший сын, Диденко Олег Павлович, в 14 лет стал рядовым при колонне и получил оружие, работал в бригаде по ремонту паровозов. За время войны получил четыре боевые награды. И потом посвятил всю свою жизнь военной службе (закончил Ленинградское Военно-Морское Училище). А после 9 мая 1945 года он вместе с другом пробрался в побежденный Берлин, чтобы посмотреть на логово фашистов.

Окончилась Великая Отечественная война. Мы называем её Великой, потому, что велико было мужество и велик гнев. Мы назвали её Отечественной, потому что защищали Отечество – самоё дорогое, что у нас есть. Мы назвали её народной, потому что весь народ нашей страны поднялся на борьбу с фашизмом. Мы вновь и вновь должны вспоминать о подвигах юных защитников Родины, гордиться ими. Нам есть, у кого и чему поучиться: мужеству и стойкости, честности и порядочности, преданности и верности великой России. Часто вместе с дедушкой листаем семейный фотоальбом и перечитываем книги, повествующие о той поре.

 

Приложение.

 

Диденко Павел Михайлович

 

Краков 1945 г.

Слева на право в верхнем ряду Диденко П.М., Диденко М.И. (мои дедушка и бабушка), Диденко О.П.; нижний ряд это Диденко Юрий (мой папа) и Диденко Галина (моя тетя)


 

Диденко Павел Михайлович (1899-1962) Диденко Олег Павлович (1927-1996)

 

Автор Кирьянова Елена Юрьевна (внучка Диденко П.М.)



{song-list} Понравилась статья? Поделись с друзьями!!!

Каталог учреждений

Мультимедиа

Панель управления