Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » По мемуарам Ахпаша Павла Ивановича

По мемуарам Ахпаша Павла Ивановича


«Когда думаешь о родине, то мысленно видишь прежде тот уголок земли, где ты появился на свет, где ты рос, где впервые сознательными глазами взглянул на окружающий тебя мир. И, куда после не забрасывала тебя судьба, тебе до боли хочется снова побывать в этих местах. Для меня это мое родное село – Старо-Игнатьевка…

1940 год. В то время на границе было неспокойно. Японцы часто нарушали границу. Международная обстановка резко ухудшалась. В Европе полыхал пожар фашистской Германии. Концу 1939 ей были захвачены Австрия, Чехословакия, Италия, Албания, Польша, Бельгия, Голландия, Югославия, Болгария, Франция, Румыния.

В основу внешней политики фашистов были положены бредовые планы установления мирового господства. Захватить все страны Европы – это было сделано. Далее следовал захват колониальных владений Англии, захват латиноамериканских стран, а потом покорение США. Также в планы фашистов входил захват всей Африки.

Главное препятствие на пути к мировому господству германский фашизм видел в существовании СССР. Поэтому с первых дней войны фашисты дали установление следующей политики «дранг нах остен» - натиск на Восток.

В это время я находился на курсах начальников снайперских команд. Преподаватели были из внешних офицерских курсов «Выстрел». Каждый думал, что в скором времени наш курс бросят в бой, обошлись без нас. После окончания учебы я вернулся в полк снайпером, а точнее начальником снайперской команды. 1939 - 1940 гг. обучал снайпером полка, а штатная должность была командир стрелковой роты.

22 июня 1941 года фашистская Германия вторглась на нашу территорию. Бросила против Красной Армии 190 дивизий против наших 170-и…

До середины октября 1941 года на всем огромном советско-германском фронте Красная Армия вынуждена была отступать.

Начало войны…семьи были эвакуированы в Сибирь. Поехали мои чада Тамара и Нелька (ей едва исполнилось 6 месяцев). Генке шел четвертый год. Собрали имущество в один сундук и в путь. Ехали в необорудованных товарных вагонах. Нелька болела, так больная и поехала. Много горя увидели они, пока добрались до нужного места и пока находились в эвакуации почти три года.

Взрослым на день давали по 500 грамм хлеба, Нельке и Гене по 200 грамм. Ни молока, ни детских игрушек…

17 августа 1941 года меня назначили помощником начальника отдела оперативного тыла штаба 34 сд. Штаб дивизии разместили в большой землянке.

Меня перенаправляют на курсы усовершенствования командования отдельных батальонов. Жесткие условия учебы. Годовую программу нам надо было полностью пройти за 5-6 месяцев. Кормешка скудная, не хватает. Живем в казарме, спим на нарах. Нас готовят на фронт. На западе идет война.

С ноября 1943 года я стал начальником штаба отдельного стрелкового батальона. Этот год знаменателен для меня тем, что из эвакуации вернулась семья. Приехали полу истощённые. Разместились в небольшой квартире без всяких удобств. Никто, кроме меня, не работал. Зарплата у меня была небольшая. Получал я 160 руб., литр молока стоил 40 руб., мясо – 100руб. Дороговизна была вызвана войной. Овощей и фруктов не было. Вот-вот меня могут отправить на фронт, а семья останется без ничего. На месте никакой работы не было, а город Хабаровск находился в 12 км.

Новое место дислокации – Надеждинск. Небольшое приграничное село. Низенькие деревянные дома, здание деревенского клуба больше походит на старую православную церковь. Батальон занял улицу, длина которого больше километра. Личного состава более 600 человек. сани в упряжи 30, лошадей 70 единиц, 4 походные кухни, противотанковая пушка при паре лошадей. Ни конюшни, ни казармы, ни бани, ни пекарни… Снег падает под крышу домов, мороз около 30 градусов. Вот такая жизнь и началась для меня. Стоим посреди села, от лошадей и людей пар идет. В одном из саней моя семейка, выглядывают из саней Валерка (1 годик), Неле (4 года), Гене (7 лет), жена Тамара (только 25), а мне уже 33. Всех надо в тепло: солдат, родных, сержантов, офицеров, лошадей. А куда?

Два дня дали на устройство, потом боевая и политическая учеба. Утро вечера мудренее. Пока до утра три роты разместили в клубе. Из кругляша начали пилить вручную доски. За три дня построили нары в четыре этажа в церкви, куда и разместили три роты, большую часть батальона. Остальные по хатам. Конечно, условия жизни ужасны, непосредственный и постоянный контакт с гражданскими лицами мог причинить много бед. Могли возникнуть разные заболевания. Трудно выполнять все требования устава, контролировать поведения каждого солдата.

Кухни стояли под открытым небом, готовили пищу на морозе, хлеб мерз. Построили свою пекарню и большую печь. Конюшня для лошадей представляла собой сложенные снежные глыбы, которые после облили водой. Весной стены растаяли и конюшни превратились в летние стойла. Из зимы вышли с победой. Мои солдаты здоровы, дисциплина была лучше, чем в полку. У меня была создана бригада охотников из нанайцев. Они снабжали батальон мясом диких коз и оленей, раз даже привезли медведя.

Пошел май месяц 45 года. День победы мы встретили в Надеждинске вместе с населением села. Ясный солнечный теплый был день. Какое было ликование. Люди обнимали и целовали друг друга.

Но для нас война на этом не закончилась…

Снова передислокация. Путь лежит на другой участок границы в район Ржахова. Нас ждали бои с японскими самураями. Правда, мы не знали когда. Уже было тепло. Вместо валенок ботинки, не шубы, а шинели, не сани, а брички. Прибыли благополучно, с нами были наши семьи. Расположились недалеко от границы, и приступили к устройству жилища. Материалы для строительства были лоза, в палец толщиной, камыши и некошеная трава. Строили ночью, отдыхали днем. Умывались в реке Амур. Так мы жили месяца полтора до 9 августа. Дни шли, приближалось то время, когда начнутся боевые действия на Дальнем Востоке. И первыми на далеком Востоке форсировать Амур придется нам, этим мы даже гордились. Ждали этого дня с нетерпением. Прибыл командующий 15 армией, генерал Мамонов. У нас уже все было готово.

Вечером был созван партийный актив полка. Поставлена задача о бдительности наших войск в Китае, по существу, это был приказ. На следующий день 8 августа вверенный мне 3-ий стрелковый батальон 15 армии второго дальневосточного фронта сосредоточился в районах реки Амур для форсирования водной преграды.

После полуночи с 8 на 9 августа. Небо затянулось тучами, заморосил мелкий дождь. Темно, в трех шагах не различить людей, мертвая тишина. Воздух рассекли два резких выстрела и снаряды с завыванием понеслись с обороняющихся японцев на противоположном берегу Амура.

-Беглый огонь, - скомандовал командир батальона, старший лейтенант Хаванов.

Но солдаты без командира уже посылали снаряд за снарядом, поражая наверняка обезумевшего от страха и неожиданности врага. Японцы беспорядочной толпой выбегали из-за укрытий и сразу же попадали под сосредоточенный огонь артиллерии. Под прикрытием батальон начал атаку опорных пунктов города Лахасус. Рядом ранило молодого солдата, он не упал, а осторожно сел, не веря своему несчастью. Пуля пробила ему поясницу, его подхватили и вложили в носилки. Тут же упало еще трое. Японские пули глухо и как-то легкомысленно просто ударялись об землю. Через 30 минут батальон с дружным криком «Ура» ворвался в город. Японский гарнизон был разгромлен. Это было первое боевое крещение для всего личного состава.

Снова в поход. Впереди нас ждали горячие бои.

Боев было немало, но особенно хочется вспомнить о подвиге солдат офицеров 8 стрелковой роты.

Командовал ротой старший лейтенант Филипов. Старшиной роты являлся Егор Муравлев.

Начиналась атака. Рота пошла на штурм. Двухэтажный дот торчал над насыпью в густой траве, откуда японцы открыли яростный огонь. В этот момент из траншеи выскочил Муравлев. Справа в канаве, захлебываясь строчил пулемет сержанта Гапанюка.

- Держитесь, ребята, - размахивая винтовкой, прокричал Егор Муравлев.

Но что это такое? Почему замолчал Гапанюк? Егор быстро пополз туда, растянувшись по земле. Вот и канавка. В ней уткнувшись лицом в траву, недвижимо лежал командир роты. Синие руки его сжимали рукоятку. Казалось, он и мертвый продолжал стрелять. Тяжело было ему разжимать сухие пальцы, прикасаться к холодному телу друга, но ярость, охватившая старшину, сделала Егора твердым. Быстро он лег за пулемет, передернул ленту. Она была пустая: до последнего патрона стрелял Гапанюк. Японцы появлялись, вылезая, словно из нор. Но уже продернута лента, руки лежат на рукоятке «Максима», он заработал.

- Вот вам, гады, за Гапанюка, - шептал Егор. Серые глаза его расширились, потемнели. Ни о чем он не думал, только видел японцев и бил-бил по ним. А рядом с Егором лежал Гапанюк и открытыми застывшими глазами смотрел в голубое небо.

Впереди показался старший лейтенант Филипов. Трудно было разобрать, что он говорит. Он, пошатываясь, медленно прилег на траву.

- Ранили, - мелькнуло в сознании Егора.

- «Максимушка», не подкачай, - вырвалось у Маравлева.

Сноп пуль ударил в лицо японцам. Они зарылись в траву. Пользуясь этим, Егор оторвался от пулемета и побежал к командиру роты.

- Егор, оставь меня, - узнав Муравлева, проговорил Филипов.

Егор прижался к командиру и укрыл его своим телом. Он шел, и вражеские пули следовали по пятам. Они настигали Муравлева. И пули, которые метили в офицера, угадили в Егора Муравлева. Стон вырвался из его груди, в глазах зарябило.

- Говорил тебе, уходи. Вот видишь и сам теперь, - прошептал Филипов.

Одну за другой Егор получил еще три боевые раны.

- Не боюсь смерти, не уйдешь от нее, - тихо и спокойно произнес Егор, а потом еще тише добавил: знаю, не доживу. Надя, дочка моя, умираю-то я не зря… так и передайте им «Все сделал Гошка, все что мог»…»

Не описать всех историй и всех потерь войны. Не передать горя родных погибших. Никого не обошла война. У каждого свой бой, который и является частью Великой Победы и примером для потомков. Ведь у них было за что сражаться, за Родину.

С большой любовью и благодарностью...

Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны Республика Беларусь город Минск

За бой при освобождении г.Фундзинь Ахпаш Павел Иванович был награжден орденом А.Невского.

Кроме того, награжден орденами: «Красного знамени», «Красной звезды»; медалями: «За боевые заслуги», «За отвагу», присвоено звание полковника.





619 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из ле­то­пи­си и опре­де­ли­те, с каким со­бы­ти­ем он свя­зан. «Был совет всех кня­зей в го­ро­де Киеве, и ре­ши­ли на со­ве­те так: "Лучше нам встре­тить их на чужой земле, чем на своей". И на со­ве­те были Мсти­слав Ро­ма­но­вич ки­ев­ский, Мсти­слав ко­зель­ский и чер­ни­гов­ский и Мсти­слав Мсти­сла­во­вич Га­лиц­кий — они были ста­рей­ши­ми кня­зья­ми Рус­ской земли».
    A5
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Медаль ЗА ОТВАГУ... Беляев Егор Иванович
Медаль ЗА ОТВАГУ... Беляев Егор Иванович
Беляев Егор Иванович Беляев Егор Иванович Родился 22 декабря 1926 года в селе Алексеевка Грачевского района. Был призван на военную службу в ноябре 1943 года. Попал в запасной полк, который находился в Башкирии, Алкино-2. Там он находился в
Мой прадедушка Ленкин Егор Семёнович
Мой прадедушка Ленкин Егор Семёнович
Солдат саперного батальона 232-й дивизии Егор Семёнович Ленкин родился в с.Ложкино Марушинского района 4 мая 1923 года в крестьянской семье, которая работала в ТОЗе (товарищество по обработке земли). Кроме отца с матерью в семье было 5 детей: два