Ногайская Орда: история, культура и присоединение к России
↑ История образования и расцвет
В конце 14 столетия в Золотой Орде начался процесс распада на отдельные ханства. Одним из них стала Ногайская Орда или же, как они сами называли свое государство – Мангытский юрт, а себя – мангытами.
Территория ее местонахождения была между реками Волгой и Уралом (Яиком). Свое формирование она начала еще в конце 14 – начале 15 столетий, а окончательно оформилась в самостоятельное государственное образование к 1440-м годам.
Столицей стал город Сарайчик или Сарайджук, расположенный на берегу реки Урал (Яик), который являлся центром крупной торговли из Причерноморья в Среднюю Азию. В 14 веке там проживало около 100 тысяч жителей.
Как и остальные ханства, вышедшие из Золотой Орды, Ногайская Орда продолжала вести кочевой образ жизни, основной деятельностью было скотоводство и охота. Окончательно государство обособилось при сыне Едыге Нур-ад-дине. Именно этот период принято расцветом Ногайской Орды.
↑ Ногайская орда на карте
↑ Правители
Титул правителя Ногайской Орды имеет название «бий» или «Ногайский бий». Первым правителем Мангытского юрта считается Едыге хан (1392-1412), именно он основатель династии, которая встала во главе кочевого государственного образования. После смерти Едигея во главе государства стал его сын – Нуррадин (1412-1419), он продолжал политику отца и смог многое вложить в процесс формирования самостоятельного Мантыгского юрта.
После смерти Нуррадина бием стал старший сын Едигея – Мансур (1419-1427). После того как Мансур был казнен в 1427 году к власти пришел его младший брат – Гази (1427-1428), стал беклярбеком правителя Восточного Дешта, где и был убит из-за зависти в карьерном росте. После к власти приходят наследники Нуррадина. Ваккас-бий, сын Нуррадина (1428-1447). При нем сохранялась самостоятельность Мантыгского юрта и сложились основы Ногайской Орды.
На его место стал сын Ваккаса – Хорезми (1447-1473), сведений о его правлении не так много, однако известно, что он проводил постоянные поиски союзников, а также участвовал в сражениях, в одном из таких в 1473 году был убит стрелой. Следующим беем стал Аббас – сын Нуррадина (1473-1491). Его правление было озаглавлено тенденцией к отделению от сильных союзников и соседей, известно так же что Аббасу в виду каких-то размолвок пришлось бежать.
Теперь у власти Муса (1491-1502), сын Ваккаса и один из самых активных деятелей. Главным достижением считается окончательная независимость Ногайской Орды, усилилось ее влияние в Европе и внешние политические связи. После его смерти, беем стал брат Мусы – Ямгурчи (1502-1504). Он продолжал политику брата и был признан законным наследником, однако ее статус на политической внешней арене был уже гораздо ниже. Он придерживался мирной политики по отношению к Московскому царству.
После Ямгурчи наступает период междоусобных войн. Хассан – младший сын Ваккаса (1504-1508), он не пользовался таким авторитетом как братья и поэтому пытался укрепить свое положение разными союзами. Сведения о нем пропадают, начиная с 1508 года, тогда вместо него становится сын Мусы – Шейх-Мухаммед (1508-1510 и 1516-1519).
Последними биями были Алчагир, сын Мусы (1508-1516), Агиш, сын Ямчурги (1521-1524), Саид-Ахмед, сын Мусы (1524-1541), Шейх-Мамай, сын Мусы (1541-1549) , Юсуф, сын Мусы (1549-1554) и Исмаил, сын Мусы (1557-1563).
↑ Культура
Про культуру кочевников ногаев известно совсем не много, большинство свидетельств были записаны путешественниками уже после крушения Ногайской Орды. Так, начнем с повседневной жизни. Проживали ногаи в юртах – больших сферических конструкциях. Обычно на одну большую семью приходилось две юрты – одна для детей и одна для старшего поколения. Свои стоянки размещали в местах богатых на кормовые культуры для скота.
Миграционные процессы в племени происходили сезонно и связанны были с потребностью постоянной смены места проживания. Одевались ногаи в соответствии со своим образом жизни. Так, мужчины носили длинные суконные кафтаны, которые могли быть голубого, красного или же серого цветов. Под ним находились суконные или овчинные штаны и хлопчатобумажные рубахи. Женщины же носили схожую одежду, некоторые могли позволить себе белые полотняные одеяния и шелковые халаты.
Зависимо от погодных условий и мужчины, и женщины носили овечьи шубы. Головными уборами мужчин были остроконечные буреки или шапки из куниц, а у женщин – круглые складчатые шапки ушитые русскими монетами. Обувью служили кожаные и практичные сапоги.
Питались ногайцы мясом домашних животных, молочными продуктами разнообразного приготовления, иногда пекли из просяной или рисовой муки лепешки, также разнообразили свое питание дичью и рыбой. С напитков у них были мед и алкогольные кумыс, айран и буза.
Внутренняя организация отношений происходила нормами обычного права, то есть традиционными (например, кровная месть за убийство или же выкуп за невесту и т.д.). В силу своей истории, географического местонахождения и соседей Ногайская Орда придерживалась мусульманского вероисповедания турецкого образца, но как у кочевников, у ногайцев сохранились довольно сильные пережитки до мусульманских верований предков – языческих.
Что касается литературы, то в Ногайской Орде преобладала литература устной формы. Формировалась она на основе постоянных сезонных перемещений, что также влияло на появление новых элементов культур соседей и распространении своей. Хранителями культуры были старожилы. Письменная культура в первую очередь использовалась правителями Орды и мирзами для переписок с монархами.
Известно, что в Ногайской Орде город и столица Сарайчук выступал важным экономическим, политическим и в некотором плане религиозном центром. Но на вопрос о других городах ногайцев историки отвечают отрицательно. Так как ногайцы были «заядлыми» кочевниками, то строить города и укрепления они не собирались, как одна из возможных теорий, можно предположить, что они пользовались сооружениями, которые достались в наследство от Золотой Орды. Однако археологические, краеведческие и фольклорные находки позволяют нам задавать такие вопросы, ответы на которые крайне неоднозначны.
↑ Войны
Так как ногаи являются кочевым народом, то их основной военной силой стала конница, преимущественно легкая и мобильная. Так как такие войска не были лишне обряжены, они использовались в долгих передвижениях и засадах. Тактика заключалась в быстрых и маневренных ударах. Наиболее боеспособными были гвардия хана и дружины удельных мурз и биев, так как они лучше всего были обеспечены.
Самой значительной считается война, которую в 90-х гг. 14 столетия вел Едыге против Тохтамыш хана в течении 15 лет. Благодаря ей, территории Ногайской Орды расширились до Западно-Сибирской низменности. Во всех остальных случаях войны проходили с соседними племенами или же ногайские воины выступали в военных действиях как наемники.
↑ Присоединение к России
Лишь после того, как этнополитическая общность ногайцев (уже не мангытов) полноценно сформировалась, а случилось это ближе ко второй половине 15 столетия, можно говорить о начале действительно дипломатических ногайско-русских отношений. Они начинают формироваться еще с конца 14 века и выражались в усилении торгово-экономических и политических связей Ногайской Орды с Русским государством.
Царствовавший Иван Грозный считал, что Казанское и Астраханское ханства угрожаю русским землям, а также держат в подчинении Волжский торговый путь. После нескольких неудачных дипломатических попыток, царь решил взять эти ханства военной силой. После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России, а также других азийских народов, Ногайская Орда признала свою зависимость от Московского государства.
Через некоторое время наступило время упадка ногаев и в результате междоусобиц среди ногайского правящего рода, Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных орд. Так из нее выделились три утворення – Ногаи Большие, Ногаи Малые и Алтыульская Орда.
↑ Интересные факты
- ногаи выделились из Золотой Орды, а как самоназвание свое объединения использовали – Мангытский юрт, а себя называли мангытами;
- ногайская Орда придерживалась мусульманского вероисповедания турецкого образца, но как у кочевников, у ногайцев сохранились довольно сильные пережитки до мусульманских верований предков – языческих;
- титул правителя Ногайской Орды имеет название «бий» или «Ногайский бий».