Александр II, находясь у власти, отлично понимал, что стране нужны перемены. Россию срочно нужно было выводить из технического и экономического застоя.
Нужно было развивать либерализм и стоить новые отношения с гражданами. Один из моментов, на которые было обращено внимание императора и его ближайшего окружения –система образования.
Начало изменений было законодательно утверждено 18 июня 1863 г.
↑ Причины реформы образования Александра II
Основными причинами проведения реформы были:
- Низкий уровень образования населения страны ограничивал ее развитие.
- Разнообразие образовательных учреждений в России было очень скудное. По сути образование делилось на школы для бедных и богатых. Студенчество активно бунтовало, в университетах формировались оппозиционные группы.
- Крестьяне были практически полностью безграмотны, их надо было учить.
- Назрела острая необходимость создания образовательных учреждений для женщин.
↑ Суть реформы образования Александра II
В рамках реформы было подписано три основных положения:
- «О начальных народных училищах» для среднего и начального образовательного уровня для нижних слоев общества.
- «О гимназиях и прогимназиях». Для получения классического образования.
- «Университетский устав».
Таким образом предполагалось реформировать все три уровня – начальное, среднее и высшее. Основные изменения на этих уровнях касались следующих моментов:
- В высшем образовании. Университеты получили право на широкую автономию и новый устав. Они сами решали вопросы о кадровом составе, финансах и программе. Каждое высшее учебное заведение имело свой «профессорский совет», функцией которого был выбор руководящего состава.
- Реформы в среднем образовании: Учебные заведения среднего уровня были разделены на две группы: реальные училища (здесь изучались естественные науки) и классические (изучение гуманитарных наук) гимназии. Выпускники последних могли поступать в университеты, не сдавая экзамены. В гимназиях учились 7-8 лет.
- Реформы в начальной школе: Учились в таких школах на больше трех лет. Школы могли быть разных типов и видов – от частных и государственных до земских и воскресных.
- В образовании для женщин. Впервые гимназии для женщин открылись еще в 1862 г. Но права поступать после окончания гимназии в высшее учебное заведение (университет) у женщин по-прежнему не было. Создавались высшие курсы для женщин (вместо университетов).
↑ Плюсы и минусы реформы образования Александра II
Реформа имела не полный характер, и почти каждый ее положительный момент имел свою ложку дегтя – определенную недоработку. Очень многое было реализовано только на бумаге. Из основных положительных и отрицательных моментов назвать следующие:
- Образовательная система была усовершенствована на всех уровнях.
- Была усилена воспитательная составная образования.
- Среднее образование можно было получить и в гимназиях, и в реальных училищах. Но в последних не изучались языки и поступление в университеты, после их окончания, затруднялось.
- В гимназию имел право поступить любой человек, не зависимо от статуса и достатка. Но стоимость обучения по-прежнему была высокой и далеко не все могли себе это позволить.
- Планировалось создать систему обучения, похожую на европейскую, но это не удалось.
- Студенты не получили право легально создавать товарищества.
- Увеличение количества вольнослушателей в университетах привел к усилению вольнодумства и, соответственно, к новым студенческим беспорядкам.
- Обучение в женских гимназиях в плане программы достаточно сильно уступало обучению в мужских учебных заведениях.
- Частные школы, хоть и появились, но очень скоро опять исчезли.
↑ Итоги реформы образования Александра II
Общие результаты проведенной реформы были следующие:
- Сторонники классических образовательных программ (в основе – математика и латынь) примирились с теми, кто стоял на стороне реализма (естественные науки, филология).
- Были созданы педагогические общества и комитеты грамотности. Начали собираться педагогические съезды.
- Был наведен порядок в системе прогимназий и гимназий.
- Образование стало более доступным для всех слоев общества.
- Была ликвидирована монополия церкви на начальное образование.
- Начальные школы могли открываться на деньги частных лиц и организаций.
В истории российского образования началась новая страница. Изучая последствия реформы образования нужно четко ограничивать, что планировалось и что реально получилось сделать.
↑ Интересные факты о реформе образования Александра II
В последние годы жизни императора результаты его реформы практически сошли на нет:
- В образовательных учреждениях был введен полицейский контроль.
- Духовенство получает права на заведование школами.
- Было возвращен пункт уровень «материального обеспечения» при поступлении в школу.
- Согласно реформе, студент, отлично закончивший гимназию, мог без экзаменов поступить в МГУ. Иногда для этой цели покупали диплом гимназиста или платили за хорошие оценки. Попав в университет на первый курс, они оказывались троечниками, и двоечниками, и вечными второгодниками.