Любить свою Родину — значит знать её
» События XVIII-XIX » Реформа образования Александра II

Реформа образования Александра II


Александр IIАлександр II, находясь у власти, отлично понимал, что стране нужны перемены. Россию срочно нужно было выводить из технического и экономического застоя.

Нужно было развивать либерализм и стоить новые отношения с гражданами. Один из моментов, на которые было обращено внимание императора и его ближайшего окружения –система образования.

Начало изменений было законодательно утверждено 18 июня 1863 г.

 

Причины реформы образования Александра II

 

Основными причинами проведения реформы были:

  • Низкий уровень образования населения страны ограничивал ее развитие.
  • Разнообразие образовательных учреждений в России было очень скудное. По сути образование делилось на школы для бедных и богатых. Студенчество активно бунтовало, в университетах формировались оппозиционные группы.
  • Крестьяне были практически полностью безграмотны, их надо было учить.
  • Назрела острая необходимость создания образовательных учреждений для женщин.

Суть реформы образования Александра II

 

В рамках реформы было подписано три основных положения:

  • «О начальных народных училищах» для среднего и начального образовательного уровня для нижних слоев общества.
  • «О гимназиях и прогимназиях». Для получения классического образования.
  • «Университетский устав».

Таким образом предполагалось реформировать все три уровня – начальное, среднее и высшее. Основные изменения на этих уровнях касались следующих моментов:

  • В высшем образовании. Университеты получили право на широкую автономию и новый устав. Они сами решали вопросы о кадровом составе, финансах и программе. Каждое высшее учебное заведение имело свой «профессорский совет», функцией которого был выбор руководящего состава.
  • Реформы в среднем образовании: Учебные заведения среднего уровня были разделены на две группы: реальные училища (здесь изучались естественные науки) и классические (изучение гуманитарных наук) гимназии. Выпускники последних могли поступать в университеты, не сдавая экзамены. В гимназиях учились 7-8 лет.
  • Реформы в начальной школе: Учились в таких школах на больше трех лет. Школы могли быть разных типов и видов – от частных и государственных до земских и воскресных.
  • В образовании для женщин. Впервые гимназии для женщин открылись еще в 1862 г. Но права поступать после окончания гимназии в высшее учебное заведение (университет) у женщин по-прежнему не было. Создавались высшие курсы для женщин (вместо университетов).

 

Плюсы и минусы реформы образования Александра II

 

Реформа имела не полный характер, и почти каждый ее положительный момент имел свою ложку дегтя – определенную недоработку. Очень многое было реализовано только на бумаге. Из основных положительных и отрицательных моментов назвать следующие:

  • Образовательная система была усовершенствована на всех уровнях.
  • Была усилена воспитательная составная образования.
  • Среднее образование можно было получить и в гимназиях, и в реальных училищах. Но в последних не изучались языки и поступление в университеты, после их окончания, затруднялось.
  • В гимназию имел право поступить любой человек, не зависимо от статуса и достатка. Но стоимость обучения по-прежнему была высокой и далеко не все могли себе это позволить.
  • Планировалось создать систему обучения, похожую на европейскую, но это не удалось.
  • Студенты не получили право легально создавать товарищества.
  • Увеличение количества вольнослушателей в университетах привел к усилению вольнодумства и, соответственно, к новым студенческим беспорядкам.
  • Обучение в женских гимназиях в плане программы достаточно сильно уступало обучению в мужских учебных заведениях.
  • Частные школы, хоть и появились, но очень скоро опять исчезли.

 

Итоги реформы образования Александра II

 

Общие результаты проведенной реформы были следующие:

  • Сторонники классических образовательных программ (в основе – математика и латынь) примирились с теми, кто стоял на стороне реализма (естественные науки, филология).
  • Были созданы педагогические общества и комитеты грамотности. Начали собираться педагогические съезды.
  • Был наведен порядок в системе прогимназий и гимназий.
  • Образование стало более доступным для всех слоев общества.
  • Была ликвидирована монополия церкви на начальное образование.
  • Начальные школы могли открываться на деньги частных лиц и организаций.

В истории российского образования началась новая страница. Изучая последствия реформы образования нужно четко ограничивать, что планировалось и что реально получилось сделать.

 

Интересные факты о реформе образования Александра II

 

В последние годы жизни императора результаты его реформы практически сошли на нет:

  • В образовательных учреждениях был введен полицейский контроль.
  • Духовенство получает права на заведование школами.
  • Было возвращен пункт уровень «материального обеспечения» при поступлении в школу.
  • Согласно реформе, студент, отлично закончивший гимназию, мог без экзаменов поступить в МГУ. Иногда для этой цели покупали диплом гимназиста или платили за хорошие оценки. Попав в университет на первый курс, они оказывались троечниками, и двоечниками, и вечными второгодниками.




56702 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Русь по­па­ла в за­ви­си­мость от Зо­ло­той Орды в ре­зуль­та­те:
    A3
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Презентация: Реформы Российской Империи
Презентация: Реформы Российской Империи
Презентация подготовлена к уроку истории, автор рассказывает о реформах, проведенных в период с 17 по 20 век. Используя материал презентации, учитель истории расскажет классу о правителях Российской империи и их реформах, оказавших влияние развитие
Презентация: Реформы Петра I в области культуры, образования и быта
Презентация: Реформы Петра I в области культуры, образования и быта
Материалы презентации познакомят учащихся с реформами Петра I в области культуры, образования и быта. Методическая разработка содержит сведения о развитии науки при Петре Великом. Подробно описываются реформы образования:Создание грамотных