Русский ампир появился в России после победы над Наполеоном, в 1812 г. и не был похож на европейский стиль.
Главное отличие - правильные геометрические формы, образы возвышенные, торжественные, со сдержанной красотой лепнины.
Здесь нашли отражение патриотизм и русская воинская слава. Расцвёл российский стиль при Сталине, что подтверждает приживание направления там, где властвует один человек.
Отделку в стиле ампир разрешают себе обеспеченные люди, так как она дорогая и подчёркивает статус и богатство хозяина. Но современное направление стиля не столь пышное и величественное.
↑ Русский ампир в архитектуре
Русский ампир демонстрировал миру силу государства и царской власти, оставаясь при этом живописным и изящным. По происхождению имперский стиль в России делится на 2 вида – по степени расхождения с классицизмом. Тот, который зародился в столице, называется петербургским или столичным. Тот, что в Москве – провинциальный стиль, он ближе к классическому стилю.
Русский ампир в Санкт-Петербурге фото
Архитектуру Петербурга называют александровский классицизм. Царём, Александром I, приглашались архитекторы из-за границы, которые ориентировались на античную Грецию. Русский ампир изображал римскую военную тематику. Зодчие столицы далеко отходили от классических традиций, в отличие от столичного консерватизма, поэтому московский ампир выразителен и помпезен.
Ампир столицы отразился на монументах, памятниках и в личных особняках. Первые здания стиля появились в Москве взамен сгоревших домов. Декор соответствовал римской военной тематике, но композиция построек осталась верна классическим московским городским усадьбам. С победой революции в России русский ампир продолжил существование.
Русский ампир в Москве фото
Это время отмечено величественными и монументальными советскими постройками. Строились пафосные здания под Дома культуры, Дворцы пионеров, другие заведения для народа. Возрождение русского архитектурного ампира произошло во время сталинской эпохи – в 30-50-е годы. Стиль символизировал могущество СССР, поэтому постройки того периода высотные.
↑ Архитекторы русского ампира
Основоположник русского ампира - русский архитектор и живописец, Андрей Никифорович Воронихин. Карло Антонио де Росси, итальянцу, жившему в России, продолжателю петербургских традиций, принадлежит авторство великолепных петербургских ансамблей. Они охватывают пространство и создают имперский город:
- с Дворцовой площадью с Главным штабом;
- с Сенатской площадью и здания ми Сената и Синода;
- с Михайловской площадью и дворцом на ней;
- с Александринской площадью и зданием театра.
Карло Антонио сумел смягчить жестокий и холодный французский стиль, а в произведениях Росси отражается триумф Российских военных побед.
Казанский собор в Санкт-Петербурге фото
Андреяну Дмитриевичу Захарову принадлежит проект комплекса «Адмиралтейство в Петербурге».
Василий Петрович Стасов видный архитектор русского ампира. Доменико Жилярди, завершатель московского ампира. Творчество Доминико отмечено Университетом на Моховой, Опекунским советом на Солянке, усадьбой Кузьминки, десятком особняков.
↑ Русский ампир в интерьере
Черты стиля ампир:
- Элементы оформления сочетаются друг с другом, создавая целостность.
- Присутствие торжественной парадности, равновесия, симметрии и театральной вычурности.
- Декор с древнеримскими, древнегреческими и египетскими элементами. С колоннами, сфинксами, орнаментами и рельефами. Гербовой и военной символикой.
- Насыщенные кричащие цвета в отделке.
- Обязательна массивная мебель тонкого изготовления с изысканным декором. Дерево – только ценной породы.
- Двери и окна маскируют шторами, драпировками, оформлением в тон стен.
- Высокие окна, потолки и просторные комнаты.
Русский ампир в интерьере начала 19 в фото
↑ Постройки в стиле русского ампира
В постройках прослеживается торжественность, симметричные линии и обязательное сочетание зданий со скульптурами. Культовые храмовые постройки украшались монументальной живописью. Пример – здание Исаакиевского кафедрального собора. Требования к проектам советского времени:
- без повторения заграничных образцов;
- создавать проекты, соответствующие историческим городским застройкам;
- в строительстве использовать белый камень и красный кирпич.
гостиница Ленинградская фото
К яркому примеру русского ампира относится здание гостиницы Ленинградской в белом, красном и золотом цвете. Ещё одно строение – здание университета на Воробьёвых горах. К стилю русский ампир относятся триумфальные арки: Нарвские Триумфальные ворота, сначала стояли деревянные, и Московские триумфальные ворота. Так же здание дворца, где жила императрица Мария Фёдоровна, парадной набережной Зимний дворец - Сенатская площадь.
Архитектурный стиль Росси ярко просматривается в Александровской колонне. Работы Стасова:
- Спасо - Преображенский и Свято – Троицкий гвардейские соборы.
- Архитектор создал и Триумфальные ворота в Санкт - Петербурге.
Работы Воронихина: Горный институт и Казанский собор, купол которого спроектирован Микеланджело. Архитектурный памятник ампира - Исаакиевский кафедральный собор, французского архитектора Огюста Монферрана, основоположника ампира в России. Кроме того воздвиг Александровскую колонну, по проекту Росси, завершив создание ансамбля.
Московский дом Палибиных фото
Русский ампир из дерева:
- Московский дом Палибиных.
- Вологда. Дом Волкова.
- Дом - усадьба Новоспасское, здесь родился композитор Михаил Ивановича Глинка
- Творение Московского ампира - усадьба Гагаринского переулка.
- Деревянный памятник в России – 2-х этажный дом Левашова. Вологда.
↑ Интересные факты
В эпоху ампира женщины сняли корсеты, кринолины и нижние юбки. Пришла мода на откровенные, полупрозрачные платья с завышенной талией. Девушки стремились походить на мраморные скульптуры и одеваться, наподобие античных героинь. Тонкую ткань даже смачивали, для плотного прилегания к телу.