Любить свою Родину — значит знать её
» Сочинения » Что такое хлеб для человека

Что такое хлеб для человека


Итоговое сочинение: Что такое хлеб для человека?

 

Для аргументации выбраны произведения: М.А.Шолохова – рассказ «Алёшкино сердце»; К.Г.Паустовского – сказка «Тёплый хлеб».

 

Введение: «Хлеб – всему голова», - гласит мудрая народная пословица. А что понимается под местоимением «всему»? Длительное знакомство с художественными произведениями разных времён приводит нас к утверждению о том, что хлеб для человека – источник жизни физической и духовной.

Хлеб создаётся добрыми руками ради жизни. Но литература о годах войны преподносит читателю и другую сторону медали: хлеб порой достаётся человеку ценою жизни. Чем бы ни был хлеб для литературного героя – спасением от смерти или жизненным испытанием на человечность, - именно на пути к СВОЕМУ хлебу человек открывает своё истинное лицо. Об этой нравственной проблеме мы читаем в рассказе М.А.Шолохова «Алёшкино сердце» и сказке Паустовского «Тёплый хлеб».

 

Аргумены: В шолоховском сюжете представлены натуралистические картины голода в страшное военное время, от которых мороз ползёт по коже. Лексические обороты текста настолько выразительны, что читатель, не знающий тех лет, воочию представляет себе эпизоды, в которых есть всё, о чём люди военного поколения хотели бы забыть. Строки рассказа овеяны страхом и человеческим страданием от сводящей пустой желудок боли, они пропитаны кровью, проливаемой теми же людьми в поисках пропитания, - чужой кровью. Сводит с ума мысль о том, что за краюшку или даже крошку хлеба люди способны убивать, забыв о том, что они не звери…

Шолохов словно признаётся: такова цена человеческой жизни – всего лишь ежедневный, по карточкам выдаваемый хлебный кусок. Нам трудно судить о нравственности или безнравственности поступков шолоховских «злодеев», ведь их цель – выжить любой ценой в условиях, которые трудно не признать нечеловеческими. Не их вина в том, что выпало такое пережить, но это непростое испытание во всей «красе» раскрывает самую безобразную сторону нравственного выбора многих людей.

В рассказе Шолохова присутствуют цветовые приёмы, подчёркивающие ценность хлеба: о зерне сказано, что сочится оно «жёлтой струёй», а жёлтый цвет роднит хлеб с золотом. В разных образах мотив хлеба превращается для персонажей рассказа в навязчивую идею и даже смысл жизни. Это и заветная пареная пшеница, которой угощает Синицын, вкуснее которой герой рассказа, кажется, не ел в жизни ничего, и жито кукурузное, и полевое зерно, которое Алёшка, очищая ладонями, ел там, в самом поле…

Читатель ловит себя на мысли, что и ему словно становится легче в моменты, когда Алёшке удаётся утолить злой голод… Тяжело читать о человеческих мучениях, связанных с людским стремлением сохранить себя в физическом существовании. Военная действительность и смерть за плечами людей сделала хлеб символом страдания…

 

Нет предела благодарности Константину Паустовскому, сумевшему всё же раскрыть образ хлеба как символ единения людей и их духовного перерождения. Речь идёт о его сказке «Тёплый хлеб». Автор знакомит нас с мальчиком Филькой, который только и делал, что отмахивался от людей и был закрыт от них сердцем. А так порой не хватало его человечного участия в жизни старой его бабки, мельника Панкрата, раненого коня!.. Филькино злорадство и чёрствость душевная по воле автора наказаны: страшный мороз обрёк всю деревню на скорое вымирание.

Спасти сельчан от голода и холода может только человеческое тепло и общий неустанный труд во имя общей жизни. Паустовский отмечает мужество и решительность грубого Фильки, осознавшего свою вину перед людьми. В страшную годину он сумел поднять дух людей, день и ночь долбивших толстый лёд на реке, чтобы мельница заработала. И в день, когда им это удалось, зерно рекой полилось на мельнице, превращаясь в душистую муку, а в каждой избе поселился желанный хлебный аромат, слаще которого люди ещё не знали никогда.

Авторский приём фантастики и антитезы в тексте помогает читателю ощутить границы добра и зла. А хлеб в сказке Паустовского объединяет сельчан: в их промёрзших избах поселяется тепло и радостная суета; и дети, и хозяйки, и кошки, и даже мыши друг друга не обижают и предаются всеобщей радости. А для Фильки хлеб стал и символом примирения с обиженным им конём. Мы наблюдаем, как постепенно этот грубый и неприветливый мальчик постепенно перерождается в заботливого и доброго человека. На всю жизнь запомнит Филька, что тепло хлеба рождается от теплоты сердец и рук человеческих, от доброты тех, кто искренне желает мира во всём.

 

Вывод: Наверное, неспроста каравай всегда выпекают в форме круга – символа человеческого единства, бесконечности добра и заботы. Вот и получается, что хлеб в литературе – это образ, который помогает выявить личные стороны души человеческой, измерить, достоин ли каждый из персонажей звания Человека.





2980 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Из­да­те­лем са­ти­ри­че­ских жур­на­лов «Тру­тень» и «Жи­во­пи­сец» был
    A6
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть
Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть
Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. А.П. Чехов Введение: Отзывчивость и равнодушие – это два качества человека, которые сопровождают его на всём жизненном пути. Что такое отзывчивость? Это неравнодушие по отношению
Создает человека природа но развивает и образует его общество сочинение
Создает человека природа но развивает и образует его общество сочинение
Итоговое сочинение: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» Для аргументации выбраны произведения: Д.Дефо «Робинзон Крузо», И.А.Гончарова «Обломов» Введение: Человек и общество
Человек для общества или общество для человека
Человек для общества или общество для человека
Тема: «Человек для общества или общество для человека» Творчество следующих авторов использовано в аргументации: М. А. Шолохова; Пола Гэллико. Введение: Всё в мире взаимосвязано. Люди не исключение. Они объединены общей судьбой