Любить свою Родину — значит знать её
» Сочинения » Петербург в романе Преступление и наказание

Петербург в романе Преступление и наказание


Образ Петербурга в Преступлении и наказании

 

План

1.Петербург во второй половине 19-го века

2.Петербургское население

3.Зарождение теории Раскольникова

4.Идеологическая жизнь столицы

5.Место обитания героев Петербурга и внутренний мир героев

 

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" не менее интересен для изучения, чем образы главных и второстепенных героев произведения. Действие романа происходит в середине 60-х годов 19 века. В это время Петербург являлся столицей Российской Империи.

Резиденция монарха, лучшие театры и музеи и множество других исторических памятников – все это было визитной карточкой столицы государства. Однако все это – лишь одна сторона города, «парадный» Петербург. В романе же Достоевского город Петра показан с другого ракурса, так называемый настоящий Петербург, каким его видит главный герой, Родион Раскольников.

 

Петербург – город с огромным населением, отчего на улице бывает не протиснуться. В романе Достоевский подчеркивает, что на улице нередко случается «толкотня», и днем и ночью улицы оказываются переполнены толпами людей. Ситуацию усугубляет невыносимая жара; с приходом лета в Петербурге становится душно, воздух наполняется пылью и известью.

 

Прогуливаясь по улицам Петербурга, Родион Раскольников не раз сетует на то, что здания кажутся ему большими, даже огромными, отчего у него создается впечатление, будто те давят на него. Плотная застройка города негативно сказывается на его внешнем облике, улицы становятся уже и передвигаться по ним все сложнее. В такой обстановке и рождается бесчеловечная теория Раскольникова.

Наблюдая вокруг себя людские пороки (обилие распивочных на улицах, запущенные дома в бедных районах города), Родион приходит к выводу, что существуют два вида людей: люди, недостойные жизни, неспособные на великий подвиг, так называемый «материал»; и собственно люди, вершители судеб, которым, ради благородного дела позволительно «переступить через кровь».

Неудивительно, что теория Раскольникова настолько жестока – атмосфера душного «непарадного» Петербурга и картины жизни беднейшего населения города не могли не оставить свой след в душе героя. Сам Раскольников снимает квартиру в рабочем районе, где проживает «по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках». Раскольников беден и вынужден сдавать ценные вещи старухе-процентщице, чтобы выручить хоть немного денег.

 

Петербург во второй половине 19 века – также центр передовой общественной мысли. Именно здесь зарождаются и набирают силу все модные идеологические течения – нигилизм, социализм, коммунизм. Здесь юные умы впитывают в себя все новые идеи и мысли. Яркий пример «прогрессивной молодежи» - Андрей Лебезятников, страстно увлекающийся прогрессивными идеями. Прогрессист Лебезятников принимает участие в известных кружках. Данный герой – лишь один из представителей по-новому мыслящей молодежи, на самом деле таких «обличителей» в Петербурге было достаточно много.

 

Большинство бедного населения Петербурга располагалось в многоквартирных домах, находящихся в управлении одного человека. Хозяин дома предоставлял нескольким семьям квартиры и брал за жилье некоторую плату. Например, семья Мармеладовых снимали комнату в так называемом «доходном доме», хозяйкой которого являлась Амалия Ивановна Липпевехзель. Комнаты в таких домах, как правило, не отличались богатым убранством.

Небольшую комнату Мармеладовых в доме Липпевехзель, к примеру, «всю было видно из сеней». К тому же, комната эта была проходная, а потому в любое время суток кто-то из других жильцов дома мог через нее пройти к себе. Петербург и внутренний мир героев Петербург в романе Достоевского в основном показан не с лучшей его стороны. Достоевского не увлекают роскошные дворцы и резиденции столичной интеллигенции, ведь он изображает жизнь совсем других людей.

 

Герои Достоевского – не сытые вельможи и разбогатевшие чиновники, а бедное население, сбившееся в кучки в грязных уголках Петербурга. Теория Раскольникова рождается в атмосфере беззакония и хаоса. Смотря на потерявших себя в нищете людей, он проникается идеей избавить мир от «неблагородного населения». Мысли Раскольникова жестоки, но жесток и мир, в котором он вынужден жить.





4218 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    М. М. Спе­ран­ский под­го­то­вил «Свод за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии» в годы цар­ство­ва­ния
    A7
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Двойники Раскольникова и их роль в романе
Двойники Раскольникова и их роль в романе
Двойники Раскольникова и их роль в романе Преступление и наказание План 1.Тема «двойничества» в романах Достоевского 2.Образ двойников Раскольникова в романе а)Разумихин б)Лужин в)Свидригайлов г)Соня Мармеладова 3.Значение двойников
Женские образы в творчестве Достоевского
Женские образы в творчестве Достоевского
Женские образы в творчестве Достоевского План 1.Введение 2.Женские образы Настасьи Филипповны и Аглаи в романе "Идиот" 3.Образ Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание" 4.Алена Ивановна из романа "Преступление и наказание" 5.Итоги
Раскольников характеристика и образ
Раскольников характеристика и образ
Образ и характеристика Раскольникова в романе Преступление и наказание. Прежде чем говорить о персонаже его характеристике и образе, необходимо разобраться в каком произведении он фигурирует, и кто собственно, стал автором данного произведения.