Любить свою Родину — значит знать её
» Сочинения » Человек в футляре анализ рассказа А.Чехова

Человек в футляре анализ рассказа А.Чехова


Анализ рассказа "Человек в футляре" А.П.Чехова

 

1. Введение. "Человек в футляре" - хрестоматийное произведение русской литературы. Рассказ произвел огромное впечатление на современников. Чехов получил большое количество писем от читателей с благодарными отзывами о произведении. Многие критики сразу же очень высоко оценили рассказ. В частности, А. М. Скабичевский одним из первых предрек, что "человек в футляре" станет нарицательным именем.

 

2. История создания. "Человек в футляре" открывает "маленькую трилогию" Чехова. Он был задуман весной и написан летом 1898 г. Впервые опубликован в журнале "Русская мысль" с подзаголовком "Рассказ".

 

3. Смысл названия. Чехов очень удачно подобрал определение для своего главного героя. "Человек в футляре" обозначает того, кто максимально отгородился от окружающего мира. Беликов пытается спрятаться от живой жизни с помощью галош, чехлов, темных очков и т. д. В "футляр" заключена даже душа этого мрачного человека.

 

4. Род и жанр. Рассказ.

 

5. Тема. Основная тема произведения - опасность, угрожающая обществу со стороны людей, подобных Беликову. Рассказчик признается, что весь город и особенно учителя гимназии чувствовали глубокую неприязнь к "человеку в футляре". Все понимали, насколько скучен и невыносим его образ жизни. Но при этом странным образом практически весь город находился под влиянием учителя греческого языка. Его постоянное нытье и предчувствие какой-то опасности словно гипнотизировали людей, заставляли поступать согласно его желаниям. Из-за Беликова в городе "стали бояться всего". Прекратились любые невинные развлечения и попытки изменить провинциальный образ жизни. Люди, подобные Беликову, напоминают зловонное болото, которое все затягивает в себя. Упорство, с которым Беликов ежедневно предостерегает окружающих о том, "как бы чего не вышло", способно сломить даже сильную волю. Постепенно в обществе воцарится дух вечной боязни, и изменить это уже будет невозможно.

 

6. Проблематика. Главная проблема рассказа - противостояние между беликовыми и нормальным обществом. Чехов с грустью констатирует, что беликовы побеждают. Подозрительный, никому не интересный учитель греческого языка наводит страх на весь город. Его не любят, но боятся действовать против его воли. Отдельный вопрос составляет само появление подобных людей. Еще при жизни Чехова "человек в футляре" был признан собирательным образом. Таких людей много, они постоянно воздействуют на общество, пытаясь оплести его паутиной страха и недоверия. Огромное значение имеет появление в городе Михаила Саввича Коваленко с сестрой Варенькой. Они не подвержены влиянию Беликова. Если бы планы насчет свадьбы сбылись, то Варенька бы стала очередной "жертвой" Беликова. Но сильная личность Михаила Саввича смогла "освободить" весь город. Оказалось, что неразрешимая проблема решается чрезвычайно просто. Всего лишь один решительный шаг подорвал непоколебимое положение Беликова. Конечно, Коваленко не желал его смерти. Беликов, впервые столкнувшись с открытым неповиновением, был обречен. Все его ложные представления о жизни были разрушены.

 

7. Герои. Беликов, Михаил Саввич Коваленко, Варвара Саввишна Коваленко, рассказчик Иван Иванович Чимша-Гималайский.

 

8. Сюжет и композиция. Иван Иванович рассказывает о своем коллеге по гимназии - учителе греческого языка Беликове. Он называет его "человеком в футляре", который наводил страх на весь город. Положение меняется с прибытием в город семьи Коваленко. Учителям приходит в голову идея женить Беликова на Вареньке. Его убеждают в необходимости женитьбы. Беликов соглашается, но по привычке медлит с предложением. Планы рушатся после того, как Беликов видит брата с сестрой Коваленко на велосипедах. Он пытается "образумить" Михаила Саввича, но тот спускает его с лестницы. Это видит Варенька. Беликов не выдерживает унижения и умирает.

 

9. Чему учит автор. Чехов убежден, что победить Беликова можно только благодаря сильной воле и независимому характеру. Среди учителей было много умных и либеральных людей, но они просто боялись выступить против "человека в футляре". Только Коваленко остался твердым и избавил город от невыносимого мучителя.





20975 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний гер­ман­ско­го ге­не­ра­ла и ука­жи­те, к ка­ко­му году от­но­сят­ся опи­сан­ные со­бы­тия. «21 но­яб­ря мы узна­ли от наших ты­ло­вых ча­стей, ко­то­рые рас­по­ла­га­лись на во­сточ­ном бе­ре­гу Дона и южнее Ка­ла­ча, что рус­ские танки при­бли­жа­ют­ся к го­ро­ду с юга. Из дру­гих ты­ло­вых ча­стей, на­хо­див­ших­ся за­пад­нее Дона, нам по радио со­об­ща­ли, что рус­ские под­хо­дят к Ка­ла­чу с се­ве­ра. Было ясно, что Ста­лин­град вско­ре будет окружён. Мы по­ни­ма­ли, как труд­но будет про­рвать это коль­цо имев­ши­ми­ся в нашем рас­по­ря­же­нии си­ла­ми, - их сла­бость была со­вер­шен­но оче­вид­на».
    A19
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Краткое содержание Человека в футляре Чехова
Краткое содержание Человека в футляре Чехова
Мастерский сатирический рассказ А.П. Чехова о жизни русской провинциальной интеллигенции был написан в 1898 году. Основные мысли произведения Приверженность людей к обывательским стереотипам В рассказе описано актуальное даже в наше время