Любить свою Родину — значит знать её

Святки


    Святки Святки – праздник «от звезды и до воды», то есть от Рождественского сочельника (в который появилась Вифлеемская звезда) и до Крещения, во время которого в церквях освящают воду. Таким образом, святочные вечера продолжаются 12 дней.
     Существует несколько вариантов происхождения названия этого праздника. Православная церковь утверждает, что оно образовано от слова «святой», и дни эти считаются святыми. Косвенно это подтверждается словами св. Григория Нисского и Амвросия Медиоланского, а также 13-ю беседами св. Ефрема Сирина, произнесенными с 25 декабря по 6 января.
    Однако в переводе со старославянского «святки» означает «праздник», а окончание множественного числа указывает на то, что праздник этот продолжается несколько дней. Кстати, в году отнюдь не одни святки – помимо зимнего праздника, есть еще и Червоные святки (Пасхальная неделя), и Зеленые святки (с четверга или вторника 7-ой недели после Пасхи по вторник 8-ой недели после Пасхи, или до Троицы).
     Таким образом, существует две версии происхождения этого праздника – христианская и языческая. Распространено мнение, что христианские Соборы (в частности, второй туронский собор 567 г.) объявили эти 12 дней святыми именно для того, чтобы искоренить языческие традиции на землях России, Белоруссии и Украины.
    Славяне же считали эти дни праздничными и мистическими. Они верили, что в это время тьма борется со светом (ведь праздник захватывал день зимнего солнцестояния), а духи умерших возвращаются в наш мир. Именно поэтому на Святки принято было гадать, а также следить за многочисленными приметами и суевериями, поскольку можно было напрямую пообщаться с духами, и не только узнать, но и изменить свою судьбу. Кроме того, в Святочные дни проводились массовые гуляния и развлечения, в которых участвовала, как правило, молодежь. Тем не менее, в это время люди были связаны огромным количеством запретов и предписаний, которые регламентировали их поведение, что объясняется верой в разгул нечисти. Так, например, в кануны Рождества, Нового года и Крещения положено было совершать обрядовые трапезы, остатки которых не убирали со стола, а оставляли на ночь для умерших предков. Также на пороге или на окне ставили угощение для Мороза. Таким образом, предполагалось задобрить силы природы, чтобы урожай в новом году был обильным, ведь это время считалось началом нового хозяйственного года, а не только календарного.
    Если в христианской традиции Святки являются неделимым праздничным периодом, в который не постятся и не совершают коленопреклонений, то у славян они, как правило, делились на две части, при этом большее значение имела первая часть, и в это время было принято гораздо более строго соблюдать все запреты. Первую неделю Святок часто называли святыми вечерами, а вторую – щедрыми (Полесье) или страшными (Русский Север).
Несмотря на запреты христианской церкви (закрепленные 61 и 62 правилом Шестого Вселенского собора) и светских властей (в Российской империи действовал отдельный закон на этот счет) проводить гуляния в это время, традиция колядования (пения песен и разыгрывания сцен ряжеными) и гадания сохранилась до сих пор. Однако, прижился обычай вместе с обращением во время колядования к потусторонним силам прославлять Христа: группы колядовщиков ходили по домам с рождественской звездой и пели поздравительные песни, напоминая, что родился Спаситель, который избавит мир от хаоса.
    Несмотря на разницу языческого и христианского способа проведения Святок, их объединяет вера в то, что именно в это время мир возвращается от тьмы к свету, возрождается и продолжается жизнь на земле.





5854 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний П. И. Ан­нен­ко­вой и ука­жи­те, как на­зы­ва­лись пред­ста­ви­те­ли об­ще­ствен­но­го дви­же­ния XIX в., о женах ко­то­рых го­во­рит­ся в от­рыв­ке. «Из наших дам в Пет­ров­ском за­во­де я более всех помню кня­гинь Вол­кон­скую и Тру­бец­кую… От ма­те­ри я часто слы­ша­ла, как много вы­стра­да­ли две эти силь­ные, пре­дан­ные жен­щи­ны, по­сле­до­вав­шие пер­вы­ми за му­жья­ми в Си­бирь».
    A9
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме