Любить свою Родину — значит знать её
» Сочинение по творчеству Лермонтова » Анализ романа Герой нашего времени

Анализ романа Герой нашего времени


«Герой нашего времени» - роман М. Ю. Лермонтова, в котором отразились его фаталистические искания. Состоит роман из нескольких частей, объединённых общими героями. Это первый в России лирико-психологический роман со сложной структурой.

Композиция и сюжет


Части («главы») романа расположены так, что их хронологический порядок нарушен. Это сделано намеренно. В частности, это позволяет рассмотреть главного героя – Печорина – сначала глазами стороннего человека, Максима Максимыча, а затем раскрыть его внутреннюю сущность – через его журнал.
Вот как расположены части:


Предисловие;


Часть первая:
1. Бэла;
2. Максим Максимыч;
Журнал Печорина:
1. Предисловие;
2. Тамань;


Часть вторая (окончание журнала Печорина):


1. Княжна Мэри;
2. Фаталист.


А вот как события разворачиваются в хронологическом порядке:


1. Тамань;
2. Княжна Мэри;
3. Бэла;
4. Фаталист;
5. Максим Максимыч;
6. Предисловие к журналу Печорина.


В рассказе «Бэла», в котором повествование ведётся от лица Максима Максимыча, Печорин, служащий на Кавказе, крадёт лошадь местного жителя, а затем похищает дочь местного князя. Его другом и пособником является Азамат, а хозяином лошади – Казбич. После похищения следует целый ряд драматических событий: горцы поднимают бунт, Азамат уходит из семьи, Казбич находит Бэлу и убивает её и её отца.


В следующем рассказе «Максим Максимыч» тот же рассказчик встречается с Печориным, однако они быстро расходятся. Рассказчик пытается разгадать внутренний мир Печорина, опираясь на внешние признаки.


В повести «Тамань» фигурирует уже сам Печорин. Он описывает, как случайно наткнулся на контрабандистов. Едва оставшись в живых и при этом чуть не распугав «честных контрабандистов», он не корит судьбу за то, что она забросила его в это место.


«Княжна Мэри» рассказывает о жизни Печорина в Пятигорске, куда он приехал лечиться на воды. Там он увидел княгиню Лиговскую и её дочь, называемую на модный манер Мэри. Там же он встречает и своего знакомого Грушницкого; тот – позёр, карьерист и эгоист, полная противоположность Печорина. В Печорина влюбляется Мэри, однако впоследствии он ей отказывает. Поссорившись с Грушницким, он убивает его на дуэли, за что его ссылают в далёкую крепость; в ней-то он и знакомится с Максимом Максимычем.


«Фаталист» - наверное, наиболее загадочная часть романа. В казачьей станице собрались офицеры, которые коротают время за картами в одном доме. Среди них Печорин и Вулич – офицер-серб. Вулич является ярым фаталистом, он верит в судьбу и убеждён, что всё «написано на небесах». В доказательство своей теории он выстреливает из заряженного пистолета в себя, но тот даёт осечку. Чтобы подразнить Вулича, Печорин ему говорит, что видит на его лице некие «знаки смерти». Разъярённый Вулич не верит ему и уходит к себе. Однако вскоре становится известно, что по дороге домой он был убит пьяным солдатом.


Композиция романа необычна не только в силу указанного расположения повестей. Если приглядеться к ней, то можно заметить, что в романе отсутствует завязка. Произведение состоит из отдельных рассказов и повестей, которые являются как бы кульминациями повествования. Завязкой мог бы, к примеру, служить рассказ о том, как Печорин приезжает на Кавказ для прохождения службы, но ничего подобного здесь нет. А вот развязка у романа есть – ею служит сообщение о том, что Печорин умер. Это показывает, что «Герой нашего времени» - всё-таки единое произведение, а не просто сборник коротких рассказов об одном человеке. Выходит, что композиция романа состоит из нескольких кульминаций и развязки. Видимо, «завязка» автором как бы подразумевалась – ею, по-видимому, служили известные исторические события (восстание декабристов, неудачная попытка смены власти и появление вследствие этого целого пласта «лишних людей»).


Но и с расположением частей романа не всё ясно до конца. Кроме двух упомянутых расположений (фактического и хронологического) можно отметить и третье – по времени их создания. Это тоже может иметь определённый смысл, однако точных сведений об этом у исследователей нет. Предполагается, что первой была «Тамань», потом «Бэла», затем «Фаталист» и «Максим Максимыч».

Проблематика


Центральный персонаж романа – это, конечно же, Печорин. Это личность эпохальная, знаменующая собой целый тип личности. Поведение и характер его противоречивы и загадочны, они не подчиняются общепринятой логике. Он может жаловаться на испортившуюся погоду, а через некоторое время отчаянно рвётся в бой. Он противостоит окружающему миру и обществу, однако постоянно становится причиной неких громких потрясений, часто даже не желая этого. Это личность деятельная, но нередко его действия имеют одну цель, но приводят к совершенно другим результатам; так, кража коня и похищение любимой девушки на Кавказе приводят к бурному развитию драматических событий и их кровавому окончанию (несмотря на то, что подобные происшествия на Кавказе – дело вполне обычное). Посмеявшись над ярым фаталистом и желая его поддеть, он совершенно точно предсказывает его судьбу.


В образе Печорина отразились особенности молодёжи «последекабристского» времени. В ту пору прогрессивными умами владело отчаяние и разочарование в действительности. Однако провал был заметен только внешне, в глубине общества же шли существенные перемены.


Печорин на протяжении его романа сталкивается с судьбой. С ней у него весьма сложные отношения. Ведь она ему преподносит те или иные сюрпризы, которые он принимает как должное, он иной раз даже благодарит её. Вместе с тем он не оставляет попыток побороться с ней, испытать её и вместе с тем испытать себя на прочность. Печорин – один из тех молодых людей, которые сражаются и рискуют жизнью даже не столько ради каких-то значимых подвигов, сколько из любви к острым ощущениям. Бездеятельная жизнь раздражает его, и он совершает подчас безрассудные поступки, чтобы ощутить вкус настоящей жизни и борьбы.


Таким образом, Печорин сочетает в себе черты «байронического» героя и «лишнего человека», не нашедшего себе места в новом (точнее, в «новом старом») обществе. Подобное отношение проявляли к нему и реакционные критики. К примеру, Фаддей Булгарин считал Печорина личностью, не типичной для русского общества; он называл его эгоистом, а в появлении таких настроений винил «загнивающий запад». Реакционные критики утверждали, что называть Печорина «героем нашего времени» - это то же самое, что оскорбить Россию; самого героя они называли человеком развратным. Между тем прогрессивная критика отмечала, что трагедия Печорина – это трагедия всего передового русского общества.


Печорин – это ещё и некая «усовершенствованная» версия Евгения Онегина. Об этом говорит даже фамилия героя. Печора – река более северная, чем Онега, притом горная; таков и Печорин по отношению к Онегину – более мрачный, более печальный и более бурный и деятельный. Известно, что в черновиках Лермонтов, описывая Печорина, однажды случайно написал «Евгений», потом зачеркнул и исправил на «Григорий». Лермонтов действительно вдохновлялся Онегиным, который был одним из любимых его персонажей. Это также байронический герой и в определённой степени «лишний человек»; светское воспитание и постоянные развлечения повергли его в депрессию, из-за чего он решил покинуть общество и отправиться в деревню. Но Онегина нельзя назвать трагичной фигурой, так что Печорин является его дальнейшим развитием.

Смысл названия романа


Несмотря на то, что реакционные критики осудили такое название романа и посчитали его скандальным, сам Лермонтов в предисловии к произведению рассказал, почему он выбрал именно такое заглавие. По его словам, Печорин, будучи «героем нашего времени» (то есть 1830-х годов), воплотил в себе все пороки, которые имели место среди молодых людей тех лет. То есть в названии произведения имелся некий сарказм, которого реакционные критики так и не заметили.





3089 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Что из на­зван­но­го от­но­сит­ся к по­след­стви­ям прав­ле­ния Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха?
    A3
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме