Закрепощение крестьян в России

7-10-2014, 07:54 просмотров: 30004, комментариев: 0

 Закрепощение крестьян в РоссииС возникновением в обществе классов и появлением социального неравенства происходит расслоение какого бы то ни было общества на элиту и бедноту. С течением времени становится нормой угнетение человека человеком: в богатых культивируется презрение к тяжелому физическому труду, бедные в поте лица добывают свой хлеб. Поэтому феномен крепостного права нельзя считать феноменом в полном смысле слова. Средневековые феодалы тоже имели слуг и придворных, тоже принуждали к труду подневольных крестьян. Однако Запад не знал крепостного права в том виде и в том объеме, как это случилось в России.

 

Причины закрепощения крестьян в России

 

К числу причин данного явления следует отнести уже упомянутое выше социальное неравенство, а также стремление власти обезопасить себя от возможного народного недовольства силой принуждения. Сюда же можно отнести и психологический фактор (одни повелевают, другие безропотно повинуются) и такую черту русского национального менталитета, как долготерпение.

 

Этапы закрепощения крестьян в России

 

Юрьев деньИсторию закрепощения крестьян в России легче и удобнее всего запоминать по этапам, которых насчитывается четыре. Первый этап был связан с введением т.н. Юрьевого дня, который приходился на 26 ноября. Именно после сбора урожая крестьяне получали право уходить от своего хозяина к другому. Это право было закреплено в «Судебнике» 1497 года. Произошло это в пору правления царя Ивана III. Следующим этапом стали Заповедные (т.е. запретные) лета. В 1581 году, во времена правления Ивана Грозного, крестьянам запретили уходить от помещиков даже в Юрьев день. Отсюда пошла горькая поговорка – «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

 


Великое Новгородское княжество

13-09-2014, 08:01 просмотров: 19180, комментариев: 0

Его величество — Великий Новгород

 

Великое Новгродское княжествоПочтительное отношение на Руси к Великому Новгороду было вполне обосновано. В IX веке Новгород был центром городов русских и стремился превзойти столичный Киев. Сколько не посылал Киев своих князей в Новгород, так и не смогли они прижиться. Своему исключительному статусу Новгород обязан, прежде всего, выгодному географическому местоположению — через него пролегал знаменитый торговый маршрут «из варяг в греки», что послужило стремительному развитию торговли и ремесленного производства.

 

Взаимоотношения с соседями

 

В Новгороде сформировалась своя аристократия. Она состояла из представителей боярства, купечества, которые, имели в своих владениях земли, леса, рыбные хранилища, а соединившись с церковной властью, и имея большую поддержку простого народа, они создали единый мощный аппарат, противостоящий давлению Киева, и составили серьезную конкуренцию Ростову и Суздалю.

 

Новгородское княжество стало настолько независимым от Киева, что стало вести самостоятельную политическую и хозяйственную деятельность с немцами, скандинавами и со своими соседями: Полоцком, Смоленском, Ростово-Суздальским княжеством.

Правители России в хронологическом порядке. Часть I

15-06-2014, 08:29 просмотров: 52197, комментариев: 0

Рюрик (862-879)

 

    Рюрик     Новгородский князь, прозванный Варяжским, так как призван был княжить новгородцами из-за Варяжского моря. Рюрик является основателем династии Рюриковичей. Был женат на женщине по имени Эфанда, в браке с которой у него имелся сын по имени Игорь. Также воспитывал дочь и пасынка Аскольда. После того, как два его брата умерли, стал единоличным правителем страны. Все окрестные селенья и посады он отдал в управление своим приближенным, где те имели право самостоятельно творить суд. Приблизительно в это время Аскольд и Дир, два брата, которые никак не были связаны с Рюриком родственными связями, заняли город Киев и стали править полянами.

 

Олег (879 – 912)

 

        Киевский князь, прозванный Вещим. Будучи родственником князя Рюрика, являлся опекуном его сына Игоря. Согласно легенде, погиб, ужаленный в ногу змеей. Князь Олег прославился своим умом и воинской доблестью. С огромным по тем временам войском князь пошел вдоль Днепра. По дороге он покорил Смоленск, затем Любеч, а затем взял Киев, сделав его столицей. Аскольда и Дира убили, а полянам Олег показал маленького сына Рюрика – Игоря как их князя. Ходил военным походом в Грецию и блистательной победой обеспечил русским льготные права на свободную торговлю в Константинополе.

 

Игорь (912 – 945)

 

        Следуя примеру князя Олега, Игорь Рюрикович покорил все соседние племена и заставлял их платить дань, успешно отражал набеги печенегов и также предпринял поход в Грецию, который, правда, оказался не настолько успешным, как поход князя Олега. В итоге Игорь был убит соседними покоренными племенами древлян за свою неуемную жадность в поборах.

История Славянской культуры. Язык, письменность, творчество

25-04-2014, 06:15 просмотров: 3342, комментариев: 0

Древние славянские буквы                Отсутствие сколько бы то ни было достоверных свидетельств о древних славянах, их жизни, языке, культуре и верованиях – серьезное препятствие к осмыслению этого древнейшего пласта отечественной истории и повод к многочисленным псевдоисторическим спекуляциям. Лишь по отдельным косвенным свидетельствам исследователи берутся утверждать о том, что наши далекие предки имели весьма развитую по тем временам культуру, которая просто не могла оставаться бесписьменной.

 

Язык и письменность древних славян

 

               Существует весьма осторожное предположение, что вплоть до самого начала миссионерской деятельности братьев-болгар Кирилла и Мефодия, славяне не были знакомы с письменностью. Предположение это отчасти не лишено оснований. Впрочем, согласно другой, более оригинальной версии, письменность все же существовала, только совершенно особого рода – узелковая. Суть её состояла в завязывании различных по сложности и манере исполнения узелков на одной нити. Сами же нити, когда их становилось много, заматывались в т.н. книги-клубки.

     Кстати, вероятность существования подобной «письменности» подтверждается наличием в фольклоре нескольких выразительных фразеологизмов, например, «завязать на память узелок» или «нить сюжета». Волшебный клубочек неоднократно встречается в волшебных сказках, его получает герой в качестве своеобразной путеводной нити.

Торговый путь из варяг в греки

27-03-2014, 11:22 просмотров: 29219, комментариев: 0

       Торговый путь из варяг в греки        По коротким записям, иногда всего по нескольким фразам древних летописей, сказаний, саг и житий, буквально по крупицам, ученые – историки воссоздают события, происходившие много веков назад.

 

Торговый путь “Из варяг в греки”

 

            Легендарный путь “из варяг в греки” – это водный торговый путь Древнерусского государства, который связывал купеческими отношениями Русь Северную с Южной Русью, государства Прибалтики и Скандинавии с византийскими торговыми городами. Торговый путь “Из варяг в греки” традиционный купеческий путь по рекам, озерам и морям из-за отсутствия дорог и большого количества враждебных племен, которые разбойниками рыскали в поисках добычи. Этот путь определился к IX веку благодаря походам Олега и Игоря на Царьград и установлению постоянной торговли между греческими и русскими купцами.

Значение пути “из варяг в греки”

 

       

Культура Руси 10 века

23-01-2014, 10:42 просмотров: 10041, комментариев: 0

           Культура Руси 10 века    10 век, с точки зрения исторического периода, насыщен важнейшими событиями, которые являются определяющими для всей дальнейшей истории Русского государства. Принятие в качестве официальной государственной религии христианства принято считать одним из самых главных событий. Но при этом довольно спорным считается утверждение, что только христианство способствовало духовному развитию населения Древнерусского государства. Культура наших предков была самобытна и самодостаточна задолго до принятия христианской веры.

       Богатства народной культуры Руси этнографы начали собирать и изучать уже в 19 веке. Языческие обряды, сказки, песни, заговоры, былины, пословицы и загадки подтверждают, что на территории Древнерусского государства проживали талантливые и искусные мастера, ремесленники, умелые земледельцы. Красочные и искусно выполненные головные уборы, полотенца, украшенные вышивкой, деревянная утварь с резным декором, музыкальные инструменты и многие другие предметы, обнаруженные при археологических раскопках подтверждают даровитость и мастерство, присутствующее в русском народе.

     

Культура Руси 9 века

21-01-2014, 11:51 просмотров: 7591, комментариев: 0

         Культура Руси 9 века    “ Не в плохой стране, и не неведомой земле были наши предки владыками, но в Русской, о которой ведали и слышали во всех концах земли” “Слово о законе и благодати”. Именно с этих слов русского митрополита Иллариона хочется начать свой рассказ о духовной жизни наших предков в 9 веке, ведь именно культура является зеркальным отражением этой жизни. Средневековая культура Древней Руси заслуживает высокую оценку не только современников той эпохи, но и их потомков, то есть нас с вами. И как бы не пытались многие “доброжелатели” убедить, что Русь традиционно отсталое образование, факты доказывают обратное.

        Наш народ начал вносить неоценимый вклад в мировую культуру еще сотни лет назад немеркнущими произведениями зодчества, литературы, живописи. Ассимиляция восточных славян с местными племенами финно-угров, балтов образовала древнерусскую народность, которой была присуща особенная природная широта, темперамент, сформированный лесными и степными просторами русских земель, языческими верованиями, которые не смогли искоренить до конца православие и византийский аскетизм. Немало внесли сюда же и язычники-варяги, и хазарский каганат.

     

История до Крещения Руси

17-01-2014, 10:55 просмотров: 32184, комментариев: 0

          История до Крещения Руси              История Руси дохристианского периода не вписывается ни в одно клише, по которому развивались государства того периода, так как, государство у славян-русов, вне всякого сомнения, было, однако в нем отсутствовало классовое общество в его классическом понимании, так как не было феодальной системы. Однако, именно такая структура общества не только не помешала русам создать собственную державу, а еще и получилось так, что сама Византийская империя, эта «царица мира», платила киевскому князю дань. Русы не считали необходимым накапливать богатство, а роскошь считали излишеством. Князя среди его подданных можно было отличить всего лишь по чистоте его рубахи, во всем остальном он ничем не отличался от обычных людей, которыми правил. Ни золотых цепей с коронами, ни каких-либо других знаков отличия или символов государственной власти.         

       Русы почитали богов, в первую очередь, Перуна и Волоса, работали на земле, охотились и мощно отражали набеги неприятелей.

Культура домонгольской Руси

10-01-2014, 12:28 просмотров: 18595, комментариев: 0

           Культура домонгольской Руси                 Древнерусское государство, образовавшееся в IX веке, через два века было уже могущественным средневековым государством. Приняв от Византии христианскую религию, Киевская Русь переняла и все ценное, что было у этого самого передового для этого периода государства Европы. Поэтому так явно просматриваются и столь сильно влияние византийской культуры на древнерусское искусство. Но в дохристианский период восточные славяне имели достаточно развитое искусство. К сожалению, пролетевшие века обрушили на территории обитания восточных славян огромное количество набегов, войн и самых разных бедствий, которые разрушили, сожгли или сравняли с землей практически все, что было создано в языческий период.

             К моменту образования государства, Русь насчитывала 25 городов, которые были почти полностью деревянными. Мастера, которые их возводили, были очень искусными плотниками. Они возводили из дерева искусные княжеские замки, терема для знати, общественные здания.

Культура Руси XII века

8-01-2014, 10:42 просмотров: 5477, комментариев: 0

              Культура Руси XII века     Культура Руси в период раннего средневековья представляла собой синтез двух религий – христианства и язычества. Христианство, ставшее государственной религией официально, не могло в один момент изменить духовную жизнь людей, переломить их сознание. Тем более что древнерусское государство или Киевскую Русь, населяли не варвары и дикари, а люди, имевшие собственную письменность, свой собственный календарь, богатый и разносторонний народный фольклор, прекрасные мастера и ремесленники, смелые и отважные воины. Они почтительно относились к природе, поклоняясь рекам и озерам, ветру и солнцу, деревьям и траве. Для них животные, птицы и рыбы были не только источниками пропитания, но и добрыми соседями. Ведь не даром в русских сказках и былинах молодая девушка может обратиться березкой или горлицей, а рыба заговорить человечьим языком, конь – это не только средство передвижения, но еще и верный друг, который всегда поможет.

          Можно с полной уверенностью говорить о том, что древние русичи были богаты духовно и до принятия христианства. Поэтому еще долгое время после принятия христианства государственной верой, на Руси существовало двоеверие. И если в городах преобладала официальная религия, то ушедшее в тень язычество, сохранилось в сельской местности, и особенно на северо-востоке страны Однако принятие новой веры дало новый толчок и оказало сильнейшее воздействие на развитии культуры Древней Руси.

Каталог учреждений

Мультимедиа

Панель управления