Петровское барокко в архитектуре Санкт-Петербурга и Москвы.
В переводе с итальянского барокко обозначает причудливый, странность и стремление к изяществу) – архитектурное направление, которое появился в Италии еще в XVI - XVII веках. Характерные черты этого стиля – роскошность, сложность геометрических элементов и узоров, многослойный декор и глубокое восприятия.
За короткое время барокко обрело популярность во Франции, В Германии, В Англии и по всей Европе. В России барокко стало популярна благодаря императору Петру I. Во время своих путешествий, император увлекся немецкими и голландскими архитектурными сооружениями в стиле барокко и для строительства северной столицы выбрал именно это архитектурное направление.
С этой целью в Россию были приглашены зарубежные архитекторы из Франции, Италии, Германии и т.д. Но европейское направления барокко было слишком вызывающим, «сумбурным» и не пригодным для России. Перед архитекторами стояла нелегкая задача предать этому стилю более рационалистичный вид, с чем, кстати, они отлично справились. Появилась новое направления барокко – петровское барокко (названа в честь Петра I).
↑ Особенности и характеристика этого архитектурного направления
Петровское барокко отличается от европейской своей немецкой сдержанностью, рационализмом, спокойствием и простатой. Но в то же время это выглядит богата, со вкусом и непроизвольно манит к себе. Практически невозможно отвести взгляд от красоты зданий, выполненных в стиле петровское барокко.
Кикины палаты фото
Рассматривая такие сооружение каждый раз можно найти что-то новое. Главной отличающейся чертой сооружений, построенных в этом направлении это:
- Наличие красно – белых фасадов
- Симметричные арочные окна
- Мансардные крыши
- Выделения центра здания
- Использование нескольких цветовых оттенков
↑ Петровское барокко в Москве
Параллельно строительству Санкт Петербурга в Москве стали строить новые здания, выполненные в стиле петровского барокко. Это, в основном, были характерные для этого времени церкви и соборы. Петровское барокко в Москве разделилось на несколько «подстилей» из-за индивидуальных вкусов заказчиков. К ним относятся:
- Нарышкинское петровское барокко. Заказчиком построек был родственник императора Петра I боярин Нарышкин. Есть лишь небольшая единая идея в зданиях этого направления, т.к. строительством занимались разные мастера. Примеры нарышкинского барокко – церковь Бориса и Глеба, Успенская церковь, церковь Покрова Богородицы и т.д.
церковь Покрова Богородицы в Филях фото
- Строгановское петровское барокко. «Отцом» этого направления был промышленник Строгонов. Изюминка этого стиля изобилие декоративных элементов в архитектуре. Пример строгановского барокко церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
- Голицинское петровское барокко. Продумали Голицыны. Архитектурный стиль близок к древнерусскому, но в основе лежит петровское барокко. Самая красивая церковь с использованием голицинского петровского барокко – это церковь Знамения Богородицы.
- Прозоровское петровское барокко. Заказчиками были князи Прозоровские. Здесь барокко присутствует в очень сжатой форме. Пример – Церковь Спаса Нерукотворного.
↑ Петровское барокко в Санкт Петербурге
Самыми яркими примерами петровского барокко в Санкт Петербурге это:
- Петропавловский собор. Архитектура является смесью голландского, немецкого и шведского барокко. Это вытянутое прямоугольное здание с плоскими колоннами на стенах, что не характерна для православных церквей.
- Меншиковский дворец. Это первое каменное здание в Питере, который был дворцом А. Меншикова (первый губернатор). Фасад здания окрашен в желта – белые цвета. Присутствуют характерные для петровского барокко мансардные крыши и плоский фасад.
Дворец Меншикова фото
- Летный дворец Петра I. Находится в Летнем саду. Окрашена в красно – бежевые цвета. Симметричность окон и сдержанность настенных росписей напоминают о петровском барокко.
- Кикины палаты. Палаты А. Кикина, где также временно хранилась библиотека Петра I. В XIX веке сооружение было перестроена, в связи с чем был уничтожен барочный декор. Но в XX веке постройка была отремонтирована и палатам вернули первоначальный вид.
- Здание Двенадцати коллегий. В наши дни это крупнейшее здание является главным строением Санкт – Петербургского государственного университета. Состоит из двенадцати трехэтажных сооружений совершенно одинаковых.
↑ Архитекторы петровского барокко
- Как уже было сказано, многие зарубежные архитекторы были приглашены со стороны императора Петр I для стройки Санкт – Петербурга. Среди них были:
- Жан – Батист Леблон. Французский архитектор, который с 1716 года был выбран главным архитектором Северной столицы и остался на этой должности до самой смерти.
- Доменико Трезини. Швейцарский архитектор и инженер с итальянскими корнями, который был первым архитектором Санкт – Петербурга.
- Андреас Шлютер. Немецкий архитектор, который был самым популярным и востребованным в Германии. Получил должность директора строительства и переехал в Россию за год до смерти. Жил в Летнем дворце и придал этому зданию окончательный облик, который сохранился по сей день.
- Никола Микетти. Итальянский архитектор. После смерти Леблона стал главным архитектором Санкт – Петербурга. Один из самых известных его работ – это Екатериненский дворец.
- Георг Иоганн Маттарнови. Немецкий архитектор и скульптор. Проектировал Зимний Дворец Петра I, а также здание Кусткамеры.
- Михаил Григорьевич Земцов. Самый известный представитель раннего барокко среди отечественных архитекторов. Был помощникам у Трезини, Леблона и Микетти.