Петербургский классицизм - архитектурные ансамбли, демонстрирующие единство и гармонию. До этого зодчие создавали лишь одиночные шедевры.
С утверждением и развитием нового стиля город начал регулярно застраиваться. На смену индивидуальным усадьбам пришли монументальные сооружения, архитектурно объединённые с центральными площадками.
Могучим размахом зданий, мерным ритмом торжественных колонн, сверкающими куполами и шпилями отобразился патриотизм и растущая сила молодой России.
↑ Петербургский классицизм в архитектуре
Образцовый стиль, пришедший на смену вычурному барокко, обязан возвышать героизм, осуждать пороки и призывать к чувству долга. Добиться таких требований разрешали чёткие и строгие линии, понятные формы и гармоничное сочетание объектов ансамбля и деталей здания.
Адмиралтейский корпус фото
Каждый архитектор создавал собственный стиль, внося русские черты и характер. Архитектурный классицизм Петербурга развивался благодаря философским наклонностям Екатерины Великой. Но развивающийся город ставил перед зодчими иные задачи.
Ускоренными темпами приходилось проектировать и возводить дома казённого предназначения. Помогал в этом универсальный язык нового стиля, разрешающий создавать и казённые сооружения, и храмы, и частные резиденции. На смену раннему классицизму пришёл помпезный поздний стиль классицизма – ампир.
↑ Отличие московского классицизма от питерского
Питер - столица, поэтому к зданиям особые требования: определённой формы, высоты, размеров. К Московским архитекторам таких требований не было, поэтому строили «по старинке», с добавлением новшеств. В итоге получалось архитектурное смешивание разных стилей, этакий эклектизм. В Москве, старом городе, мест под новые застройки практически не хватало и приходилось тесниться. Таким образом, рядом возникали сооружения, совсем негармонирующие с остальными. Странно выглядел деревянный дворец с нелепыми деревянными колоннами.
Триумфальная арка Роси фото
Второе отличие в том, что в столице работали, в основном, мастера – иностранцы, а в Москве – местные зодчие, изучавшие науку по рисункам. Следующее отличие – это размах и масштабы. Столичные сооружения поражают размахом строительства, величием и мощью, навевая холодность. Строения Москвы приветливые и тёплые, у каждого индивидуальный характер.
↑ Петербургский классицизм
Архитектура Петербургского классицизма - это чёткий и размеренный ритм объединённых, гармонирующих друг с другом, как единое целое, сооружений. Невский проспект, главная магистраль столицы, украшает Адмиралтейский корпус и Казанский собор. Закончено строительство Исаакиевского собора, наибольшего русского строения в то время, начатого в 1818 г.
Мраморный дворец
До середины столетия преимущество отдавалось официальной парадности в архитектуре, соответствующей вкусу заказчика. Но строгий регламент в строительстве столицы создавал монотонность, которая у русских зодчих превращалась в яркие и образные произведения архитектуры.
↑ Примеры архитектуры
За время господства классического стиля Петербург пополнился огромным количеством новых построек.
- Триумфальная арка Росси – это центральная часть здания Главного штаба, украшающего Дворцовую площадь. С обеих сторон верхней и нижней части видны изображённые военные доспехи, щиты, копья. Средняя часть оформлена статуями римских воинов. Верхняя часть арки украшена колесницей и крылатой фигурой Победы.
- Мраморный дворец архитектора Ринальди. Снаружи и внутри здание отделано гранитом и мрамором, которого использовано 30 видов.
- Здание Адмиралтейства, автор Захаров, центр композиции с площадями. Из громадной постройки выделяется центральная башня в вертикальном ритме, увенчанная длинной золочёной иглой. Кораблик наверху иглы стал символом города
- Смольный институт благородных девиц Кваренги. Длина здания 220 м. Торжественный величавый вид сооружению дают 8 строгих колонн.
- Камеронова галерея, названа по имени автора, считается его лучшим произведением. Галерея принадлежит Екатерининскому дворцу Царского Села, но создаётся видимость принадлежности парку.
Смольный институт фото
↑ Архитекторы петербургского классицизма
Зодчие города на Неве исполнили наказ Петра I и подготовили основу городу – совершенству. Позже Петербург получил статус «архитектурная жемчужина». К знаменитым мастерам архитектуры классического стиля северной столицы относятся:
- Воронихин. Казанский собор.
- Жану - Батисту Валлен – Деламоту принадлежит авторство Эрмитажа (Малого), костёла Св. Екатерины, Академия художеств.
- Фельтону принадлежит авторство Церквей Св. Екатерины и Св. Анны Армянской, Эрмитажа (Старого) и переход в Эрмитажный театр.
- Баженовым созданы проекты дома Теплова и Михайловский замок.
- Старову принадлежит Александро - Невская Лавра, предмостная площадь с домами, Надвратная церковь, Троицкий собор, Таврический дворец.
- Автор зданий Эрмитажного театра, Академии Наук – Кваренги. Так же его творчество - Английская церковь, Конногвардейский манеж, Смольный институт и другие.
- Ринальди автор Мраморный дворец (Дворцовая набережная), Князь - Владимирский собор. Фальконе - создал памятник Медному всаднику.
↑ Интересные факты
- На строительство Исаакиевского собора ушло 40 лет. Внутрь помещается 13000 прихожан. Спроектировал собор француз Огюст Монферран. Те, кто приходили на Богослужение, рассказывали, что молитва здесь не доходи до души.
- Гости столицы восторгались и удивлялись петербургскому классицизму. Иностранцы не понимали, как соединились русские национальные традиции и интернациональный классицизм, основанный на античности. К примеру, античные статуи в суровом климате города.