Один из старейших архитектурных памятников Санкт-Петербурга - Сампсониевский собор . Свое название храм получил в честь святого Сампсония Странноприимца. Стиль храма не совсем обычен. С одной стороны - это барокко, в другой стороны - в нем присутствуют элементы других стилей. Поэтому его принято называть Анненским барокко, так как достраивался храм во времена правления Анны Иоановны.
В 1709 году, в одном из сражений в битве под Полтавой была одержана славная победа. Произошло это событие в день святого Сампсония. В ознаменование славной победы Петр I повелел недалеко от дороги, ведущей на Швецию, заложить небольшую деревянную церковь в честь этого святого. Через год храм освятили. Расположение новой церкви позволило организовать около нее кладбище. К сожалению, оно не сохранилось. Но встречаются сведения, что здесь были похоронены выдающиеся архитекторы и скульпторы, которые своими талантами создавали город на Неве. На этом кладбище нашли свое упокоение архитекторы Ж.-Б. Леблон, Д. Трезини, Г. Маттарнови, скульптор Растрелли, художники С. Торелли и Л. Каравак. Здесь же находилась братская могила И. Еропкина, А. Хрущова и А. Волынского. По указу императрицы Екатерины II на месте этого захоронения был воздвигнут памятник.
Деревянная церковь прослужила немногим более десяти лет, и в 1728 году было принято решение о строительстве на этом месте Сампсониевского собора. Точных сведений, кто был автором проекта, не сохранилось, но исследователи сходятся во мнении, что это Д. Трезини.
Храм не являлся центральным, поэтому в годы революции с ним обращались далеко не так, как следовало с памятником архитектуры. В 1938 году его совсем закрыли и организовали в нем склад. В годы Великой Отечественной войны собор сильно пострадал в результате бомбежек.
В 1977 году на храм обратили внимание, и была проведена реконструкция его фасадов. Через 22 года Сампсониевский собор официально признали государственным музеем-памятником. С 2002 года в приделе храма вновь начались богослужения.
Внешний облик храма имеет в себе черты, характерные допетровской эпохе, с элементами европейского зодчества. Многие детали, например шатры с луковками на колокольне, характерны для русских церквей XVII века.
К 200-лети. победы в Полтавской битве напротив собора открыли памятник Петру I - герою Полтавы и мемориальные доски на фасадах храма.
Как и в большинстве храмов того времени, в Сампсониевском соборе находится уникальный одиннадцатиметровый резной иконостас с иконами знаменитых русских иконописцев Баженова, Поспелова и Квашина. Предметом особого поклонения верующих является частица мощей святого Сампсония.