Отечество.ру » Это интересно » Ленд-лиз. Мифы и реальность

Ленд-лиз. Мифы и реальность

24-04-2013, 11:23 просмотров: 3131, комментариев: 0

     Проект ленд-лиз все больше обрастает мифами, чем дальше отодвигается в историю дата его возникновения. Одни пытаются доказать, что если бы не военные поставки США и Великобритании, Советский Союз не одержал бы победу над фашистской Германией. Другие утверждают, что поставки эти были совершенно незначительны и никак не повлияли на ход военных действий. Давайте попробуем рассмотреть этот вопрос объективно – без политизированных перекосов.

 

В переводе с английского словосочетание ленд-лиз переводится, как давать взаймы – сдавать в аренду. Это программа кредитования, которую правительство США предоставила своим союзникам с началом второй мировой войны. По ленд-лизу предоставлялась военная техника, оборудование, сырье, материалы, продукты питания, обмундирование.

 

Началом осуществления программы можно считать факт предоставления Англии правительством США старых эсминцев в счет использования британских военных баз в сентябре 1940 года. В январе 1941 года США принимает закон по ленд-лизу. Суть закона заключалась в том, чтобы предоставлять военную технику, боеприпасы и оборудование, необходимое для военного производства тем странам, оборона которых была жизненно необходимой для самих американцев. Поставки осуществлялись бесплатно. Все, что было уничтожено во время боевых действий, оплачивать не требовалось. Все имущество, которое сохранилось на момент окончания боевых действий, нужно было оплатить.

 

По отношению к Советскому Союзу программа ленд-лиза была обещана правительствами США и Англии сразу после нападения Германии 22 июня 1941 года. В октябре 41 года устное заверение было оформлено Первым Московским Протоколом о включении СССР в программу ленд-лиза и предоставлен заем на 1млрд. долларов. За весь срок ведения военных действий программа поставок была пролонгирована Вашингтонским, Лондонским и Оттавским протоколами и продлилась до окончания войны. Официально поставки были прекращены в мае 45 года, но реально они продолжались до августа 1945 и исполняли так называемый “список Молотова-Микояна”.

 

За годы войны Советский Союз получил от правительств США, Англии и Канады грузов, исчисляющихся сотнями тысяч. Начать анализировать стоит с поставок военной техники. За годы боевых действий Красная Армия получила 86,1 тысяч танков, из них доля американских, английских и канадских составили 12199 танков. В процентном отношении это составило 12,3% и, модели уступали по своим ТТХ как советским, там и немецким аналогам. Помимо танков, советским войскам были поставлены 1807 единиц самоходных артиллерийских установок. Из общего числа участвовавших в боевых действиях САУ – 23,1 тыс. единиц, количество полученных по ленд-лизу составляет 7,8%. БТР в Советском Союзе не производились, поэтому их количество 7185 единиц составляли 100% поставок американских и английских машин.

 

В авиации ситуация была следующая. Всего “сталинские соколы” имели за время войны 138 тысяч самолетов. Из них на долю американских “Томогавков”, “Аэрокобр”, “Бостонов”, “Митчеллов” и английских “Спитфайеров” и “Харрикейнов”, приходится 18297 единиц. Это составляет 13% всего авиационного парка. Но стоит отметить, что союзники отказались поставлять Советскому Союзу стратегические бомбардировщики Б-17, Б-24, которые были жизненно необходимы советским ВВС. Поставки зенитных и противотанковых орудий составили по ленд-лизу 21% и 9%. Но, если учитывать всю советскую артиллерию и минометы, что составляло в общей сложности за всю войну 526,2 тысяч единиц, то доля иностранного вооружения в этом сегменте снизится до 2,7%.

 

Наиболее заметны были по ленд-лизу поставки автомобилей. Они составили 480 тысяч единиц и, 85% из них пришлась на машины из США. Помимо этого, грузовые машины Студебекеры в количестве 430 тысяч, 50 тысяч джипов Виллис и Форд, 35000 мотоциклов из США, составили 64% от общего количества автопарка. Наименьшее количество поставок приходится на стрелковое оружие. Это всего 0,75% из 19,85 млн. единиц. Автомобильный бензин составил 2,7% от общего произведенного и поставленного в войска.Чистого авиационного бензина и светлых бензиновых фракций было поставлено в СССР 40% от общего количества бензина, использованного для боевых вылетов.

 

На море Советский Союз получил 2588 судов различного назначения от торпедных катеров до транспортных судов, что составило 22,4%. Стратегическое сырье – алюминий, медь и прочее от 30 до 50%. Доля иностранных станков составила 24%. Продовольствия было получено свыше 5 млн. тонн и многое другое.

 

В общем объеме всех затрат Советского Союза на войну с Германией это поставки по ленд-лизу составляют всего 4%.Сравнивая все эти официальные данные, возникает закономерный вопрос, оказал ли ленд-лиз решающее значение на возможность Советского Союза одержать победу? Статистика упрямая вещь и с ней не подискутируешь. Решающего значения он конечно не имел. Все основные поставки осуществлялись в основном после перелома в войне, когда стало очевидным, что немецкая армия не будет победителем.

 

Да, Красная Армия смогла бы победить и без этой поддержки. Другое дело, какой ценой. Нравится это кому-то или нет, но тонны пресловутой американской тушенки спасли сотни тысяч мирных жителей, которые трудились на военных заводах во имя победы и позволили избежать перераспределения рабочей силы и не оголить фронт. А сколько жизней, опять же в тылу, спасли американские ботинки? Россия должна помнить все эти сохраненные жизни и быть благодарна своим союзникам за каждый приближенный день великой Победы.




Статьи по теме:
Понравилась статья? Поделись с друзьями!!!

Каталог учреждений

Мультимедиа

Панель управления