Олигополия

24-11-2017, 13:42 просмотров: 89, комментариев: 0

Олигополия – такая ситуация на рынке, когда имеется всего несколько его участников – как правило, крупных компаний. Доступ на рынок другим участникам максимально затруднён – как по причине законодательных ограничений, так и в силу естественных причин (например, необходим слишком большой стартовый капитал).

 

Примерами олигополий мирового масштаба могут служить автомобильные компании, корпорация IBM, операторы сотовой связи. В самом деле, новичок практически не сможет основать автомобильный завод, который бы конкурировал хотя бы с компанией «АвтоВАЗ».

 

Поведение олигополий на рынке

 

Олигополия – это почти монополия. Отличие лишь в том, что у такой организации имеется небольшое число конкурентов – нередко всего один, иногда два, три… Это такие же большие организации, производящие аналогичные виды товара, и сосуществование с ними связано с целым рядом трудностей.

 

Конкурент может переманить потребителей к себе, и тогда солидные прибыли и влияние данной олигополии могут обрушиться. В такой же ситуации, впрочем, оказывается и конкурент. Поэтому поведение олигополий на рынке имеет свои особенности. Прежде всего это стремление к максимальной информированности о действиях конкурирующей организации.

 

Наличие информации позволяет своевременно принять ответные меры, если конкурент вдруг задумает, скажем, снизить цены на свои товары. Действия олигополий в условиях конкуренции могут иметь различный сценарий: Компании действуют абсолютно независимо, формируя масштабы производства и цены самостоятельно, без оглядки на других. При этом компания работает как бы вслепую, зачастую не имея достаточной информации о действиях конкурентов. Компании объединяются, договариваясь о ценах и масштабах производства.

 

Формируется картель – нечто напоминающее монополию, участники который в целом самостоятельны и независимы, не считая упомянутых двух пунктов. Компании тщательно изучают действия конкурентов и принимают чрезвычайные меры. Наиболее известны в этом плане «ценовые войны»: олигополия снижает цены на свои товары, затем конкурент снижает цены на свои – и так далее, до того момента, пока менее стойкие компании не «выйдут из игры».

 

Понятно, что бесконечно снижать цены невозможно, иначе компания будет работать себе в убыток. На практике какие-либо изменения в политике олигополии ей не выгодны. Так, повышение цен повлечёт потерю покупателей, а их снижение приведёт к тому, что конкуренты понизят их ещё сильнее. Поэтому олигополии являются взаимозависимыми организациями.

 

Картели

 

Картели – объединения олигополий. Казалось бы, они представляют собой единые организации, но обычно время их жизни непродолжительно: участники картеля тяготятся наложенными ограничениями и предпринимают попытки самостоятельных действий, из-за чего сообщество быстро разваливается. В большинстве стран картели запрещены антимонопольным законодательством. Поэтому имеющиеся картели либо международные (как знаменитый «ОПЕК»), либо тайные, имеющие нелегальный статус.



{song-list} Понравилась статья? Поделись с друзьями!!!

Каталог учреждений

Мультимедиа

Панель управления