Любить свою Родину — значит знать её

Исайя


Ростовский Богоявленский монастырьРезчик Исайя – мастер XVI века, о котором нам мало что известно. Сведений о средневековых русских художниках, писателях, зодчих и других деятелях вообще очень немного, нередко мы знаем только имя, проставленное на изделии (например, иконе).

 

Только во второй половине XVII века Россия отошла от «средневековья», и биографии многих поздних «коллег по цеху» Исайи сохранились в более полном объёме: это иконописец и портретист Симон Ушаков, основоположник «фряжского стиля» иконописи Карп Золотарёв, Богдан Салтанов и др.

 

Деревянная церковь под Ростовом

 

Монах ростовского Богоявленского монастыря Исайя прославился главным образом созданием резных царских врат, которые позже были установлены в церкви Иоанна Богослова на реке Ишне, что в трёх километрах от Ростова. Сама церковь построена также в конце XVII века и поражает своим внешним видом как снаружи, так и изнутри.

 

Это деревянный ярусный храм, построенный в стиле, очень популярном в то время. Удивительно в ней очень точное соотношение пропорций и объёмов, а также расположение, при котором постройка господствует над окружающей местностью. Видимо, аналогичная церковь стояла на этом месте и ранее, поскольку существовала традиция – старое здание храма, пришедшее в негодность, заменялось новым, аналогичным по стилю и внешнему облику.

 

Предметы интерьера церкви, в том числе царские врата, сегодня являются экспонатами местного музея-заповедника «Ростовский кремль», а в самом храме, являющемся филиалом музея, установлена точная копия царских врат.

 

Художественное мастерство композиции

 

Орнаментальная резьба по дереву – одна из самых распространённых разновидностей скульптуры в Древней Руси. Не имея возможности создавать объёмные скульптуры, которые были под негласным запретом как проявления «язычества», русские мастера сосредоточились на создании узорчатых композиций, совершенство и сложность которых росли с каждым периодом.

 

Если ранние работы отличаются простотой и ясностью сюжета, то поздние превращаются в насыщенный деталями узор, подчас граничащий с излишеством. В работах иного типа сюжет отсутствовал – резьба представляла собой абстрактное «узорочье». Произведение мастера Исайи относится к этому типу резьбы. Все плоскости царских врат покрыты тонким рисунком, похожим на иконную «басму». В верхней и нижней части две полосы более крупного рисунка как бы оформляют и подчёркивают основной узор.


Резчик Исайя. Царские врата

 

Резчик Исайя Царские врата фото

 

Прорези для икон выполнены по два на каждом «этаже», которых здесь четыре; они оформлены как миниатюрные многоглавые церкви – со столбами, кровлей, куполами и крестами. Царские врата работы Исайи, может быть, и не единственные в своём роде, однако они существенно превосходят по мастерству другие подобные изделия, в том числе более поздние.

 

Вот некоторые из них: 

Надпрестольная сень церкви Гребневской богоматери в Москве (XVI век); 

Златые врата Рождественского собора в Суздале (1720-е годы); 

Воскресенский монастырь патриарха Никона (XVII век), украшавшийся западными мастерами в европейском стиле; 

Коломенский дворец (XVII век) – резиденция царя Алексея Михайловича, ныне утраченная;

украшалась теми же мастерами, что и Воскресенский монастырь Никона.

 

Часть из них кажется грубой и примитивной по сравнению с шедевром Исайи, но имеет и свои интересные особенности – так, сень Гребневской богоматери развивает идею многоглавой церковной пирамиды.





2642 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Исход борь­бы между Моск­вой и Тве­рью за об­ще­рус­ское пер­вен­ство ре­шил­ся в поль­зу Моск­вы, так как
    A3
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Церковный раскол и реформы патриарха Никона
Церковный раскол и реформы патриарха Никона
Падение некогда могущественной византийской империи, превращение ее столицы Константинополя из столпа христианской православной церкви в центр враждебной ей религии, привело к тому, что у русской православной церкви появился реальный шанс возглавить