Отечество.ру » Писатели » Свадебный обряд в поселке Юловский Сальского района Ростовской области

Свадебный обряд в поселке Юловский Сальского района Ростовской области

23-06-2015, 13:44 просмотров: 1956, комментариев: 0

Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиеся не только основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом между многими поколениями.

Сколько стран и народов – столько и различных обрядов, обычаев, которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией, смысловым и эмоциональным содержанием. У русского народа существует множество традиций, которые насчитывают не одну сотню лет.

 

Свадьба – очень важный момент в жизни человека. Это ритуал, важное событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Конечно, обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а так же самой свадьбы, не всегда были одинаковыми.

Постепенно идя из глубины веков, эти обряды и обычаи трансформировались, некоторые из них и вовсе исчезли. То есть, они не представлены в современной культуре или же сохранились как отголоски тех далёких времён.

 

Несомненной частью нашего культурного наследия являются обычаи и традиции, которые складывались в течение столетий и впитали в себя практически все стороны народной жизни, их прошлого, настоящего и устремлены в будущее.

Наиболее ярко уникальность и самобытность русской культуры в ее донском варианте проявляется в свадебном обряде, где сохраняются наиболее значимые черты культуры — духовные человеческие качества, песни, танцы, национальная кухня, рукоделия и т.д. Именно теме свадебного обряда посвящена моя работа. Она основывается на материале, собранном в пос. Юловском у старожилов и знатоков «свадебных дел» .

 

Большая часть свадеб на Дону игралась прежде в осенние месяцы между успенским и филипповским постами (15 августа — 14 ноября) или зимою после святок в рождественский мясоед. Эти сроки, приуроченные к церковному календарю, имели немалый практический смысл: для семейных праздников использовались наиболее длительные передышки перед началом и окончанием сельскохозяйственных работ.

Невесту присматривали родители и родственники чуть ли не с самого рождения: проворна ли в работе, аккуратна ли, не груба ли, не грешит ли дурными поступками.

Родители, чтобы показать трудолюбие дочери, заставляли ее почаще управляться во дворе, вывешивать для проветривания рукодельные вещицы, держать в идеальном порядке все хозяйство подворья, в идеальной чистоте — горницу, куда невзначай может наведаться под любым предлогом будущая свекровь или сваха и «обозрить все»...

 

Получив согласие девушки на брак, парень объявляет своим родителям о намерении засылать сватов. Церемония сватовства основана на традиционной игре-диалоге двух воюющих или торгующих сторон.
Сватать идут под вечер в субботу или воскресенье, за неделю-две до свадьбы. На роль сватов приглашают кого-либо из родственников или соседей жениха, обычно женатых и немолодых мужчин, желательно, речистых, находчивых, способных выйти из любого затруднительного положения, расположить к себе не всегда сговорчивых хозяев.

 

Мать жениха вручает сватам специально испеченный хлеб со словами: «Пойдите, похлопочите за нашего сына». Вместе со сватами идут жених и его отец. Подойдя к дому невесты, стучатся и под видом странников, или охотников на куниц-девиц, или купцов, прослышавших о красном товаре, говорят: «Примите, добры люди, дальних купцов в дом! Долго едем, уморились, приморозились, дозвольте погреться да отдохнуть». — «Хорошим людям мы всегда рады, проходите»,—отвечают хозяева. Все входят. «Слышали мы, — продолжают сваты, —у вас имеется красный товар, а у нас — добрый купец, у вас — девица, у нас — молодец. Так не будемо мы сватами?» — допытывается старший сват. «Може и будемо, сейчас спросим дочку, да и не мешало бы взглянуть на купца, чи не хромой, не косой...» (Дочь на это время отсылают в другую комнату). «За этим дело не станет, сейчас покажем» — сват вводит жениха, тот с поклоном здоровается с родителями невесты. «Наш жених хороший, — не унимается сват, — трубку не курит, водку не пьет, на улицу мало ходит, окна не бьет, не дерется, но и кулаков не боится. Теперь желаем взглянуть на девицу!»

 

Жениха посылают найти невесту и привести в горницу. Когда они появляются, сват обращается с вопросом: «Ну что, дивчино, по нраву ли тебе наш молодец, пойдешь за него?» — «По нраву, но из воли отца — матери не выхожу». — «Ну как, дорогие мать и отец, глянулся вам наш хлопец?» — «Нам то глянулся, да последнее слово за дочкой, ей жить. Бери, дочка, хлеб, хочешь — свой отдавай хочешь — их возвращай».

В знак согласия невеста берет хлеб, разрезает его пополам, одну половину оставляет себе, другую с поклоном возвращает сватам. «Ну, сваточки родимые, — говори старший сват, — давайте и мы в знак согласия ударим по рукам В добрый час!»

Молодежь удаляются в другую комнату, а сватов ycаживают за стол и начинают переговоры о , предстоящей свадьбе: назначаются сроки, оговаривается порядок, число гостей со стороны жениха и невесты, характер и количество подарков друг другу в знак уважения и пополнения семей.
Закончив переговоры, сват обращается к отцу нареченной: «Ну сват, когда же рушники будут?

Обряд перевязывания рушниками сватов — своеобразный акт народной помолвки, во время которой парень и девушка объявлялись женихом и невестой. Эта церемония проводится или в день сватовства, или для нее назначается другой день и место.

На середину комнаты или небольшого зала приглашаются молодые, которые торжественно объявляются женихом и невестой, затем мать невесты выносит блюдо или поднос со сложенными рушниками, собственноручно приготовленными невестой маленькие подарки, которые она преподносит вначале будущему свекру и свекрови, а затем — другим родственникам.

Получившие подарки благодарят невесту: «Спасибо отцу и матери, что рано дочку будили, всякому добру учили. Спасибо и тебе, дочка, что рано вставала, шила, вязала, рушники вышивала». Жених в свою очередь вручает небольшие подарки родителям и родственникам невесты. Мать жениха связывала молодым руки платком и вела их к выходу.

 

Накануне ритуала — приглашения гостей на свадьбу — в доме жениха собираются девчата лепить и печь шишечшки, своеобразные пригласительные билеты родственникам и друзьям. Вечеринка, или сухой вечер, проводится в доме невесты с целью помочь ей в подготовке нарядов, приданого, подарков будущей родне, а заодно повеселить-позабавить невесту перед свадьбой.

 

В доме невесты, кроме шишек, выпекается каравай — рукотворное деревце-чудо, разукрашенное и расцвеченное веточками, розочками. В доме жениха в это время выпекают тоже каравай или калач в подарок отцу невесты, пряник а подарок матери невесты, а в честь молодых изготавливается другое свадебное деревце под названием гильце.

 

В этот же день ближе к вечеру жених и невеста (каждый в отдельности) с друзьями и подружками отправляются на кладбище помянуть умерших родственников и попросить благословения.
По возвращении невесты ей уже приготовлена баня. После бани ее приводят в горницу, где с помощью подруг идут последние приготовления к завтрашнему дню.

 

В день свадьбы рано утром к невесте сходятся принаряженные подруги и будят ее, свежей родниковой водой из кувшина умывают ее, чтобы и в замужестве долго оставалось лицо бело и румяно. Старшая дружка и специально приглашенная женщина одевают невесту, а затем усаживают посредине горницы на стул.

У калитки и у порога дома заранее сооружается два загона под выкуп. Первый — кордон более сильного укрепления: парни и девчата, вооруженные метлами, вилами, «пушками», щитами-тазами пытаются защитить свою крепость. На пороге дома усаживают детишек со скалками и поварешками.

В это же самое время в доме жениха снаряжается свадебный поезд, который состоит из двух повозок. Украшается он гирляндами из живых цветов. Сидения повозок и ступеньки застилаются ковриками. В гривы и сбруи лошадей вплетаются разноцветные ленты, на дугу крепятся бумажные цветы. колокольца с бубенцами.

Пока свашки и родственники жениха украшают поезд, родители благословляют сына в путь старым дедовским способом. Жених обращается к родителям с такими словами: «Родные мать и отец, благословите меня с моими близкими друзьями в путь!» Мать берет в руки обвязанный рушником хлеб, и они вместе с отцом проводят сына три раза вокруг скамьи, которая стоит посреди хаты. Затем мать дает сыну один конец платка и, держась за другой, выводит его за ворота.

 

В свадебном поезде должно быть обязательно нечетное число лиц (жениху пары нет). Завидев в конце улицы приближающийся поезд, охрана невесты торопится закрыть ворота. Сражение у ворот является напоминанием о давнем обычае умыкания невесты, борьбы и даже войны за нее.

У ворот идет торг, часто чисто символический, после чего ворота отворяются и пропускают гостей в горницу, но только до порога. Здесь на пути жениха как из-под земли возникают другие невестины рыцари, стерегущие место возле нее.

Его «продают» младшие братья или родственники невесты: они плотно обступают ее, залезают даже под стол. Выкупив конфетами, орехами, пряниками место около невесты, дружко обращается к родителям невесты: «Родные мать и отец, дозвольте ввести молодого!» — затем возвращается за женихом, который подходит к невесте, целует ее, «оттирает» подруг и «защитников» и становится рядом.

Гостей усаживают за стол. Угостившись немного, дружко объявляет о том, что час пробил и пора в дорогу, затем соединяет руки молодым, обвязывает их концом платка и передает другой его конец матери невесты, которая с напутственными словами выводит их к свадебному поезду, следя при этом, чтобы молодые не зацепились за угол, не натолкнулись на притолоку, не наступили на порог и назад не оглядывались.

 

Поезд следует вначале к назначенному часу на церемонию бракосочетания. После регистрации брака свадебный поезд направляется к дому жениха. У ворот родительского дома жениха и невесту встречают мать и отец с хлебом-солью и поздравлениями по поводу заключения брака. Отец вручает молодым связанные красной лентой две деревянные ложки, а мать перевязывает молодым руки платком и за конец его ведет обоих к столу. Гости неторопливо рассаживаются, и начинается свадебное застолье. После угощения старший сват объявляет об обязательной церемонии свадебного пира — одаривании молодых. Обычай этот символизирует исконную форму коллективной материальной поддержки и помощи молодым.

 

Церемония одаривания молодых — это еще одна своеобразная форма представления и чествования не только молодых, но и приглашенных, поэтому ведущий каждого называет по имени-отчеству, указывает, в каком он состоит родстве и т.д. Угощение гостей, поздравление новобрачных сменяются шу-точными диалогами и сценками. Подружки стараются украсть невесту, увести, спрятать ее от жениха или снять незаметно с нее туфлю. Если проделка удачна, взять выкуп.

 

К ночи свашка и подруги невесты переносят в спальню молодых гильце, которое сопровождало их на всем пути следования. Свашка обращается к старшему свату: «Дозвольте молодого князя и молодую княгиню увести из-за стола?» Когда последует разрешение дружка со свашкой, провожают молодых до порога.

Рано утром следующего дня в доме жениха собираются выборные со стороны жениха и невесты — свашки, старшая дружка с одной-двумя родственницами невесты, которые приносят завернутый в рушник завтрак молодым, приготовленный руками матери невесты. Молодые, как велит обычай, обязательно сидя в кровати, снимают с гильца на руках свашки красные ленты. Одной из них перевязывают шишку, символ девичьей чести.
 

Одев невесту, свашки говорят ей: «А теперь, невестушка, иди-неси отцу-матери «умыться»». Невеста достает приготовленный заранее рушник, берет из рук свашки кувшин с водой, и все идут в комнату родителей «умывать» их.
А в это время собираются гости. Главный смысл второго дня — в самобытном ряженье, уличном веселом игрище, во время которого пародировалась свадьба, все представлялось шиворот-назыворот.
 

 

Главными персонажами этого дня традиционно являются ряженные жених и невеста.

В этих ролях обычно выступают в качестве жениха маленькая толстенькая женщина, а невестой, наоборот, — длинный худощавый мужчина, обязательно в возрасте. Сами молодые при этом выступают в роли родителей. К излюбленным традиционным персонажам можно отнести дружка, доктора, милиционера, цыган и др.
 

Действие начинается с самого момента ряженья. Кто опаздывает на гулянье, того качают в рядне или одеяле в воротах или мажут сажей, свеклой, пока не откупится.

Бесшабашно-добродушные розыгрыши и шутки ряженых подчинены определенной цели: провести, показать поселку жениха и невесту, почествовать их, выкупать их в реке, если свадьба разыгрывается летом, или в корыте, обсушить и возвратить «молодых» невредимыми «родителям».
 

Как велит традиция, купают «молодых» каждого в отдельности, причем умудряются «молодую» искупать мужчины, а «молодого» — женщины.
Обсушив «молодых», поезд ряженых воз вращается обратно, у ворот их встречают «родители» с хлебом-солью. Дружко обращается к молодым-«родителям»: «Сдаем вам ваших детей в полном порядке. Мы свое дело сделали, молодых в чести сохранили, выкупали, прихорошили, слава богу, не рассыпались».

Затем всех усаживают за стол. Свадебный пир продолжается.

Сегодня свадьба уже не является комплексом сложных обрядов, как это было во времена наших предков. Мода и время меняют наше представление о свадебной церемонии и вносят свои коррективы. Однако некоторые свадебные обряды все же сохранились, хотя и в несколько «модернизированном» варианте.

Любой свадебный обряд имеет свою историю и несет глубокий смысл. Тщательное соблюдение свадебных традиций являлось для наших предков в некоторой степени возможностью «повлиять» на будущую жизнь. Современные свадебные обряды являются лишь дополнением к свадебному застолью, большинство из нас даже не знает и не задумывается об их значении. В наше время свадьба является праздничным мероприятием, организованным в меру возможностей, представлений и знаний организаторов этого события.



Авторы исследования
Дорохина И.А.- культорганизатор
Мацегора А.В.- директор Дома культуры



{song-list} Понравилась статья? Поделись с друзьями!!!

Каталог учреждений

Мультимедиа

Панель управления