Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » Незабываемые воспоминания детства

Незабываемые воспоминания детства


Совсем недавно всем казалось, что фашизм разгромлен и уничтожен навеки, однако вновь молодые люди разгуливают по улицам городов с фашистской свастикой, идеология нацизма внедряется в умы русских, украинцев, белорусов – представителей тех народов, которые больше всего пострадали от фашизма в годы Великой Отечественной войны. Почему так происходит? Наверное, история, которую мы изучаем по учебникам, остается далекой, не затрагивает наши сердца. Только когда узнаешь, как эта же история проходит через судьбы близких и дорогих людей, она приобретает значимость в твоей жизни, формирует нетерпимость к такому злу, как фашизм.

 
Цель работы: расширить знания об участии семьи Харитоновых в Великой Отечественной войне и показать на примере моего дедушки, Харитонова Виталия Никифоровича, какие испытания вынесли дети военных лет, как трудились, приближая Великую Победу, как жили после войны, какими людьми стали.
Мой дедушка, Харитонов Виталий Никифорович, родился 16 октября 1931 года в деревне Чуваш-Ишаки Чкаловского района республики Чувашия. В семье было 4 детей: мой дедушка Витя был старшим, сестра Зина 1935 года рождения, брат Вова 1938 года рождения, сестра Рая родилась первой военной зимой – в январе 1942. Мать, Анисия Тимофеевна Харитонова, была неграмотной, работала в колхозе "Пламя Октября", а отец, Никифор Алексеевич Харитонов, служил в советской Рабоче-крестьянской милиции оперуполномоченным по Уголовному розыску. Дед, Алексей Харитонович Николаев (Харитонов) участвовал в Русско-японской войне, был награжден Георгиевским крестом 4-й степени за спасение офицера. Настоящая его фамилия – Николаев, Харитоновым он стал лишь потому, что его фамилию в армии записали неправильно.

 
Детство Виталия Никифоровича пришлось на трудные годы Великой Отечественной войны. В воскресенье, 22 июня 1941 года, в семье были поминки – 40 дней со дня смерти бабушки Прасковьи. Вечером, когда уже стемнело, подъехал верхом участковый Петров, постучал нагайкой в окошко. Участковый сказал, что началась война, бомбили Киев и Одессу, но кто бомбил, немцы или англичане, еще было неизвестно. Вскоре объявили мобилизацию, забирали в первую очередь тех, кто принимал участие в боях на озере Хасан и в Финляндии, участвовал в присоединении Западной Украины и Западной Белоруссии.
Дядя Трифон Алексеевич Харитонов (старший сын Алексея Харитоновича) в конце 1941 года отправился служить в дивизию особого назначения по охране особо важных государственных объектов, охранял мосты, заводы.

 
Другой дядя, самый младший сын в семье Алексея Харитоновича, Афанасий Алексеевич Харитонов, до войны был инспектором Госстраха, потом от обкома партии контролировал строительство аэродрома в Чувашии. Трижды после начала войны ему приходили повестки из военкомата, каждый раз он являлся на сборный пункт, но дважды его возвращали обратно, потому что обком не отпускал его. Однако на третий раз его всё-таки забрали на фронт. В Татарии окончил шестимесячные курсы в школе политруков,  это было как раз в то время, когда шли бои за Сталинград. После окончания этих курсов Афанасий был отправлен на Южный фронт, воевал в пехоте до весны 1943 года, участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, Таганрога, Азова. Затем он обучался полтора года в Туркмении, в городе Чарджоу, в танковом училище,  в звании гвардии лейтенанта был выпущен осенью 1944 года. В Челябинске на заводе  получили танки, и дядя Афанасий второй раз отправился на фронт.

 

Семья получила открытку с Киевского вокзала в Москве. Больше писем долго не было, последнее письмо было датировано 19 января 1945 года. Погиб 23 января 1945 года при освобождении городе Быдгощ (Бромберг) в Польше на реке Висла, во время Висло-Одерской операции, был командиром танка Т-34. В википедии об этом сражении сказано: «Висло-Одерская операция. 2-я гвардейская танковая армия (генерал-полковник танковых войск С.И. Богданов) и 2-й гвардейский кавалерийский корпус 1-го Белорусского фронта (маршал Советского Союза Г.К. Жуков) в результате обходного манёвра заняли город-крепость Быдгощ, входивший в систему познанского рубежа обороны. В связи с тем, что основные силы 2-го Белорусского фронта повернули на север для окружения восточно-прусской группировки, правое крыло 1-го Белорусского фронта, растянувшееся на 160 километров, осталось открытым. На левом крыле 1-го Белорусского фронта советские войска прорвали познанский рубеж обороны и 23 января окружили познанскую группировку противника».

 
В деревне во время войны жили непраздно. Выращивали табак, шили кисеты, наполняли их табаком и отправляли на фронт. Также вязали для отправки на фронт варежки, носки, шарфы, теплые вещи. Старшеклассники копали противотанковые рвы на подступах к Волге, их для этого снимали с уроков. Мой дедушка работал в колхозе, а также помогал копать так называемые "щели". Они находились на каждой улице на случай бомбежки, их глубина составляла 2,5 м, ширина приблизительно 2 м. Сверху щели были закрыты досками и засыпаны землей. По концам щелей находились сухие дрова и щепки для защиты от ядовитых газов. Бомбежек боялись не без оснований. Фашисты рвались к Сталинграду, часто летали бомбардировщики, и если советские зенитки не давали им возможности прорваться к Сталинграду и другим важным объектам, то фашисты сбрасывали бомбы на жилые дома. Виталий Никифорович вспоминает, что в деревне строго следили за светомаскировкой, потому что любой самый слабый лучик света мог стать ориентиром для фашистских бомбардировщиков и навлечь несчастье на деревню.

 

Дедушке приходилось самому  готовить ужин, кормить младших сестер и брата. Стоило зажечь лучинку (а это было все освещение), как тут же стучали в окно, требовали не нарушать светомаскировку. К счастью, в деревне бомбёжек не было.
Учились во время войны не с 1 сентября, как привыкли мы, а с 1 октября, потому что все дети были заняты на полевых работах по уборке урожая. Виталию Никифоровичу в годы войны пришлось поменять несколько школ, потому что отца, служившего в милиции, часто  переводили из одной деревни в другую. Зимой 1941 - 1942 года мой дедушка ходил в 4 класс в соседнюю деревню за 4 километра, потому что в той деревне, где проживала его семья, была только татарская школа. Старались ходить группами, боялись волков, которых в военные годы стало значительно больше, так как звери уходили на восток подальше от тех мест, где шли бои. Но случаев нападения волков на людей дедушка не припомнит. А вот в сараи, в стайки волки забирались, резали и уносили мелкий домашний скот.

 
Известия о фронтовых событиях получали из газет "Красная Чувашия" (это республиканская газета, она выходила на русском языке), и  газеты "Чувашская коммуна", которая выходила ежедневно на чувашском языке, в ней были сводки Совинформбюро. Радиоприемников в деревне не было.
Еда была скудной. В деревне в то время даже и не знали, что в городе существовала карточная система. Ели преимущественно картофель, пекли из него лепешки. В феврале-марте 1942 года отца, Никифора Алексеевича, перевели в Октябрьский район. Вместе с ним переехала и семья. А вот там существовала карточная система. По этим карточкам Никифор Алексеевич получал 900 г хлеба, Анисья Тимофеевна - 500 г хлеба, а дети - каждый по 300 г. Дед говорит, что этого хлеба хватало на сутки.


Школу-семилетку Виталий Никифорович закончил в 1945 году в селе Октябрьском. Осенью он поехал поступать в лесной техникум, в город Мариинский Посад. Царил голод. Учащимся в этом техникуме давали картофельный суп и картофельное пюре лишь на обед. Завтрака и ужина не было. Из-за голода дедушка не стал там учиться, вернулся в деревню. Работал дедушка в колхозе, кормили там хорошо, давали ¼ часть круглого хлеба. На строительстве колхозной электростанции был учеником электромонтера, начальником которой стал бывший фронтовик. Проводили электрическую сеть по деревне, делали внутреннюю проводку в домах, вечером её запускали и давали свет. Летом 1947 года дедушка пошёл работать помощником комбайнёра, регулировал глубину пахоты. Осенью 1947 года получил направление на курсы комбайнеров в Школу механизации сельского хозяйства. Закончил в апреле 1949 года. Приехал в МТС, получил колесный трактор, отработал посевную и лишь после этого дедушку назначили комбайнёром.


4 июня 1951 года Виталия Никифоровича призвали в армию. Служил в авиационной части в эстонском городе Хаапсалу, был шофером, возил горюче-смазочные материалы. Демобилизовался в 1956 году. Вернулся на родину, там работал шофером в колхозе, грузчиком в леспромхозе, потом вместе с соседом Тимофеем отправился по оргнабору в Сибирь. Перед отъездом проходили медицинскую комиссию, оформляли много документов. Виталий Никифорович поехал с сестрой Зиной, им выдали направление в Нижнеилимский район.

 

Дедушка хорошо помнит, что в Тайшет они приехали 10 апреля 1957 года. Здесь всем приехавшим сообщили, что в Нижнеилимский район дороги нет, добраться туда можно только самолетом, и предложили остаться жить и работать здесь, в Тайшете. Подумав и посоветовавшись с сестрой, Виталий Никифорович согласился. Сразу за ними пришла машина «полуторка», их отвезли в деревню Пролетарка Тайшетского района, эта деревня находилась в 6 километрах севернее поселка Юрты, сейчас её уже нет. Колхоз, где дедушка работал, занимался заготовкой леса и отправкой его в Киргизию. Здесь он тоже работал шофером. Здесь же он познакомился с моей бабушкой Ворониной Евгенией Алексеевной.


Дедушка с бабушкой поженились 19 мая 1959 года. Жили в поселке Юрты, много ездили по стране. Побывали в Эстонии, в Ленинграде, на Кубани, в Чебоксарах. Потом вернулись в Тайшет, здесь и обосновались. Виталий Никифорович больше 30 лет проработал на железной дороге на станции Тайшет. Евгения Алексеевна работала бухгалтером-кассиром в лесозаготовительном участке, потом тоже перешла на железную дорогу. Виталий Никифорович и Евгения Алексеевна воспитали двоих детей: Валерия и Татьяну, дали им высшее образование. Валерий Витальевич живет в поселке Новая Игирма Нижнеилимского района, занимается индивидуальным предпринимательством. Татьяна Витальевна работает учителем русского языка и литературы в школе.


За многолетний и добросовестный труд Харитонов Виталий Никифорович в 1982 году был награжден орденом Трудовой Славы 3-й степени. Он имеет звание «Ветеран труда», награжден юбилейными медалями.


Все в нашей семье ценят и уважают дедушку с бабушкой. Дедушка часто рассказывает о своей жизни, особенно ему дороги воспоминания о службе в армии. О детстве вспоминает редко: слишком тяжелыми и безрадостными были военные годы.

 

Выполняя исследовательскую работу, я сделал следующие выводы:
1. Война – это не только человеческие жертвы, потери в бою, это ещё и искалеченное детство.
2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг – несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Их жизнь может служить примером для молодого поколения.


Автор: Матвеев Данил, 8 класс
МКОУ «СОШ № 2», г. Тайшет
Руководитель: Евтихеева Наталья Михайловна, учитель истории и обществознания, г. Тайшет





648 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    К ка­ко­му пе­ри­о­ду от­но­сит­ся рас­цвет твор­че­ства В. С. Вы­соц­ко­го?
    A21
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Демьяненко Иван Тихонович
Демьяненко Иван Тихонович
Мой дедушка, Демьяненко Иван Тихонович, участник Великой Отечественной войны. Воевал он в составе 2-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского. Артиллерист. Был ранен.После госпиталя вернулся в свою часть и
Парамоновы Василий Григорьевич  и Анна Петровна
Парамоновы Василий Григорьевич и Анна Петровна
Великая Отечественная война 1941-1945 годов оказала на всех большое влияние. Каждую семью затронула эта трагедия. Наша семья не стала исключением. Мой дедушка Парамонов Василий Григорьевич был одним из участников ВОВ 1941-1945 годов. Родился он