Отечество.ру » Семья победы » Судбы, опалённые войной. Куприк Александр Иванович

Судбы, опалённые войной. Куприк Александр Иванович

18-09-2017, 11:52 просмотров: 77, комментариев: 0

Я, жительница станицы Шкуринской, учащаяся 10 класса, Малыш Александра, хочу написать о моём соседе.
«Судьбы, опалённые войной», - так можно говорить о судьбах всех людей, которые прошли войну. Дети ли, воины – солдаты, труженики тыла,- все они «ранены» войной, а их судьбы ею опалены.

Мне выпала большая честь жить на одной улице, быть, что называется , соседкой ветерана войны, с которым я общалась с раннего детства по – соседски. Когда я стала школьницей, наш класс взял шефство над этим героическим человеком.

Сегодня его уже нет с нами. Он прожил 83 года, почти библейский возраст. Я надеюсь, что мой герой, Куприк Александр Иванович не зря прожил эти годы, многое поведал нам, о войне знающим только понаслышке, из фильмов и книг.

Я хорошо запомнила рассказы дедушки Саши о своей судьбе, считаю, что о нём нужно поведать землякам, чтобы они узнали много нового из истории их малой родины.
Сегодня я могу пойти в дом к сыну покойного ветерана войны, чтобы попросить фотографии военных лети узнать кое – какие подробности.

Я нашла старый армейский альбом с фотографиями, стихами, рисунками моего героя. Он мог бы стать художником, если бы не война. Меня удивило , что каждый свой рисунок в виде рамки для фотографии он подписывал как настоящий художник. Многое я поняла и из этого альбома ,и из рассказов самого дедушки Саши.

Родился Александр Иванович в 1927 году, 16 марта. В семье было четверо малолетних детей практически одного возраста, с разницей в 2- 3 года, когда умерла их мать Домна будучи совсем молодой. Отец женился на женщине, которую знали и помнили дети как маму. К сожалению, родная мать им не запомнилась, так как слишком малы были дети. Вскоре появился и пятый ребёнок в семье моего героя.

Когда началась война, отец ушёл на фронт, и вся тяжесть выживания семьи легла на плечи детей и моего героя тоже. Но мало того, 14- летний подросток должен был выполнять работу пастуха, конюха в колхозе, так как в хозяйстве оставались женщины и старики.
Всю руководящую работу в колхозе взяли на себя подростки. Рассказывая о тех годах, дедушка Саша вспоминал, как стояли немцы и румыны в Шкуринской, что особенно жестокими были румыны, грубые, склонные к издевательствам и унижениям.
Всё преодолевали 13 – 14 – летние подростки. «Однажды, - вспоминал дедушка Саша,- фашист, зло пошутив, приставил ко мне винтовку, думал, что струшу, убегу, а я только крепко сжал кулаки и стиснул зубы.»
Я думаю, как мог практически мой ровесник быть таким выдержанным и смелым? Видимо, дети, опалённые войной, были готовы ко всему: и за взрослых работать, и страх преодолевать.
Однажды в колхоз пришла сводка, что наступает отряд немцев на Кущёвский район, чтобы в колхозах отобрать породы элитного скота для переправки в Германию. «У нас в Шкуринской, - рассказывал Александр Иванович ,- были очень хорошие , элитные коровы и лошади, их поголовье было немалое, надо было во что бы то ни стало спасти скот». Вышестоящие органы власти приказали четырнадцатилетним мальчишкам, среди которых был и мой герой, увести к Краснодару, к реке Кубань элитный скот.
Сколько пришлось пережить подросткам в те времена, - это невозможно передать словами. Недели прошли, когда дети увели от опасности колхозное добро. Как они выживали у Кубани со стадом скота, это можно только предположить. Но чудо совершилось, прошло время, был освобождён Кущёвский район , и только потом ребята пригнали элитные породы скота в Шкуринскую.

Я думаю, этот поступок по праву можно назвать подвигом.
Когда война приближалась к концу, Александра, будучи шестнадцатилетним подростком, призвали в Армию. Я спросила дедушку Сашу: «Почему не в восемнадцать, а в шестнадцать лет Вас забрали, ведь подростки только добровольцами уходили на фронт?» Он сказал мне, что, видимо, такая обстановка в стране была, что забирали и юношей непризывного возраста. Наверное, думаю я, к концу войны и ряды Армии поредели ,и ослабла действующая Армия, поэтому забирали малолетних служить Советскому Союзу.

Но дело в том, что война не закончилась, и мой герой был отправлен на службу в лётный эскадрон.
Сначала он проходил учёбу, а затем делал вылеты на боевые задания. Конечно, в 1944 году уже практически не было грандиозных сражений на территории СССР, но Александр Иванович видел и гибель своих товарищей, и испытал тяготы армейской военной жизни.

Рассказывая о своей службе, он с улыбкой на лице вспоминал боевых друзей, свою неизменную подругу – гитару. «Да, - говорил дедушка Саша,- война войной, а молодость молодостью. Даже на войне молодость прекрасна, хоть зачастую было страшно, тяжело, голодно и тоскливо».
Меня удивил и взволновал рассказ ветерана, и я написала стихотворение «На войне как на войне», с которым я участвовала во всероссийском конкурсе имени генерала Трошева «Они сражались за Родину». Его я посвятила моему соседу , дедушке Саше.

На войне как на войне…

Однажды стало интересно мне,
Какими были ощущенья на войне?
Решила я у дедушки спросить,
И он сказал: «Хотелось , внучка, жить…

Ты задала мне непростой вопрос,
Так сразу не найти ответ. Прости…,-
Он отвернулся, не показывая слёз,
Но продолжал рассказ вести.

Мне больно вспоминать вдвойне
О том, какими были ощущенья на войне:
Нам было страшно всю войну,
Когда после очередного нападенья все ожидали тишину…

Вам, нынешним, не снятся даже сны,
Что пережил солдат войны..
Но мне приятно то, что задаёшь такой вопрос,
Я вижу: интерес к войне у молодых возрос.

Ну в прочем, ладно, я продолжу свой ответ:
На свете ничего страшнее смерти нет.
Передо мной друзья все погибали,
У матерей детей насильно отбирали.


Расстреливали родственников на глазах, вот как бывает…
Я даже и врагу такого не желаю».
-Прости, дедуль, всё было так ужасно,
Так страшно, что казалось , нет страшнее страшного?

- Конечно, так. Но было и страшней:
Детей – подростков на разведку отправляли,
О том, что это дети ,- забывали.
И не было назад их много- много дней…

Воды, как воздуха, бывало, не хватало,
И чтоб её для всех бойцов набрать,
Кому – то всё же доставалось
Так далеко с ведром до озера бежать…

Но это всё преодолели.
А потому, что жить хотели.
Шли в бой, боясь, но побеждая,
У нас, у русских, честь такая!

Теперь ты , внучка, поняла,
Какие ощущенья вызвала война?
А я расплакалась, мне стало жалко тех отважных,
Тех , кто войны боялся, но был бесстрашным!

С окончанием войны не окончилась служба в Армии моего героя, ведь в то время служили 7 лет. Вернулся и отец с войны, и старший брат, а Александр Иванович продолжал службу , как сегодня бы говорили, в горячих точках.

Его перебросили в Украину, где он участвовал в борьбе с бендеровцами. Из рассказа дедушки Саши это были банды, настроенные против советской власти. Их нужно было обезвредить, чем и занимался наш герой после Победы 1945 года.

Судьбы, опалённые войной, преумножали свои страницы. И, наверное, Александр Иванович, находил в себе силы проходить такую службу, так как он ещё в детские годы был закалён войной.

У Александра Ивановича не было медалей и орденов, хотя я всякий раз после бесед с дедушкой недоумевала, почему же? Неужели этот человек не достоин был хотя бы какой – нибудь юбилейной медали? Ветеран оправдывал правительство: «Всех же не учтёшь. Другие в самых кровопролитных сражениях бились, и то не всех нашла своя награда, а я тем более, пацаном был, что из меня за герой?»

Военных фотографий в доме ветерана много, уже пожелтевших, любительских, не очень качественных, на них хорошо узнаваем мой герой. Я смотрю и представляю его путь, путь солдата – из войны в мирное время.

Мне всегда он виделся солдатом; всегда подтянутый, дисциплинированный, пунктуальный, отличный хозяин, мастер на все руки и очень уважаемый на ремонтном Шкуринском заводе, где не было лучше , чем он, фрезеровщика.

Судьба моего соседа очень заинтересовала наш класс во главе с классным руководителем, который посвятил Александру Ивановичу свои стихи, отражающие судьбу простого воина- солдата, опалённую Великой Отечественной войной.

Скромному ветерану войны посвящается…(Л.Н.Куприк.)
Ему сегодня восемьдесят лет,
Он – ветеран, а сколько ж ему было?
Неполных шестнадцать, а он для побед
Отдал свои юные годы и силы.

Сегодня вспоминая о године,
Солдат войны с позиции юнца,
Который был в семье кормильцем – сыном,
Хотел продолжить дело воина – отца.

В четырнадцать колхоз ему доверил
Элитный скот к Кубани увести,
Как в это трудно было нам поверить,
Но мальчику удалось спасти

Коров породистых и лошадей игривых:
Он несколько недель их к Краснодару гнал.
Добро колхозное, что делом кропотливым
Нажито было - он его спасал.

Работал пастухом и конюхом в колхозе,
От немцев, полицаев не бежал.
Не трусил, не показывал и слёзы,
Когда фашист винтовкой угрожал.

Война уж близилась к концу. Ему шестнадцать.
На фронт был призван в лётный эскадрон.
В бою великом не удалось сражаться,
Но пороху сполна понюхал он.

Из лётного был переброшен в Украину,
С бендеровцами где повоевал,
Уж и отец с войны вернулся - сына
Мать дождалась, сын Армии семь лет отдал.

Домой солдат вернулся без медалей.
Он просто честно в Армии служил,
Сегодня сдерживая слёз едва ли,
Не пожалел, что только так прожил.

Пусть ныне обеспечена достойно старость,
А он о молодости вспоминал с тоской,
Ведь что ему уже осталось,
Увидеть ли во сне последний бой?

Судьба простого воина- солдата,
Как и у многих наших земляков.
И подвиги таких, как он, пусть свято
Потомки пронесут сквозь глубину веков!


Нет орденов и медалей у моего героя, зато есть подвиги перед станицей, колхозом, свой подвиг был у каждого в то время , и я считаю, что Александр Иванович Куприк был героем войны. Мы, молодёжь, считаем, что могут эти люди по праву зваться героями войны хотя бы потому, что они её пережили и выстояли перед трудностями.

Память – это великая ценность для народа в целом и для отдельной личности, потому что посредством памяти мы узнаём о прошлом и передаём его в наследие будущим поколениям.

Мой герой прередал через рассказы , через воспоминания всё то, что он пережил, всё то, из чего можно извлечь кроки истории.

Используемые материалы :
1. Старые фотографии
2. Рассказы и воспоминания участника войны.
3. Рисунки героя исследовательской работы.







{song-list} Понравилась статья? Поделись с друзьями!!!

Каталог учреждений

Мультимедиа

Панель управления