Любить свою Родину — значит знать её
» События XVIII-XIX » Московский классицизм

Московский классицизм


Московский классицизмМосковский классицизм, как самостоятельное направление, отмечен с 1760 г. Распространился в 1761г., когда Пётр III издал указ о вольном дворянстве.

Первое время шло подражание зарубежным образцам, постепенно приобретая русский стиль с элементами античности и эпохи Ренессанса.

 

Московский классицизм в архитектуре

 

В 70-е гг., XVIII века Москва застраивалась городскими усадьбами, представленными двумя композиционными видами:

  • Фасад особняка смотрит на главную улицу, а хозяйственные службы на заднем дворе;
    • Господский дом и флигели в глуби двора, отгороженные от улицы решёткой с парадным входом.

Московским зодчим удалось добиться гармоничного сочетания архитектуры и природы. Усадьба строилась с мезонином, фронтоном или с гипсовым львом. Одновременно велось обширное строительство летних усадеб за городом.

 

Усадьба Покровского – Стрешнёва Усадьба Покровского – Стрешнёва

 

Архитекторы Москвы, с 1749 г., смогли получать профессиональное образование в школе, которую создал князь Ухтомский. Знаменитые строения Москвы эпохи классицизма принадлежат ученикам Казакову и Кокоринову. Здание Кремлёвского Сената и Московский университет, построенные Казаковым, отличаются центрической гармоничной композицией - ротондой под куполом.

 

Московский классицизм

Кремлевский Сенат фото 

 

Кремлёвский Сенат. Строение треугольное, центр занят просторным круглым залом под куполом. Фасад оформлен коллонадой для подчеркивания плавности изгибов стен. Казаков.

 

Московский классицизм

Голицынская больница фото 

 

Голицынская больница. Строение похоже на усадебный дворец. Понятная композиция, благородная простота и пластичная мягкость толстых стен. Фасад украшен Римско - дорическим портиком и возвышающимся куполом церкви, которую завершает декоративная ротонда.

 

Ранний классицизм московской школы

 

Церковь Святой Екатерины. Ранний московский период (1760-1770 гг.) называют Екатерининским классицизмом, главным архитектором которого считается К. Бланк. Главные черты архитектуры того времени: 

  • парадность и монументальность градостроительных ансамблей с симметричной осевой композицией;
  • понятные планы построек в соответствии с классическим стилем; - целостность и красота зданий с грамотным применением ордерной системы; 
  • художественная мера в украшении;
  • экономно и разумно используется строительный материал и конструкции.

Московский классицизм

Церковь Святой Екатерины фото

 

Архитекторами этого периода Ж. Б. Валлен - Деламотом, Кокориновым, Фельтеном, Бланком и Ринальди сохраняется пластичность, элементы барокко и рококо. Но элементы классицизма просвечиваются ясно: горизонтальные линии преобладают над вертикалями, в композиции выделена центральная линия, квадрат, овальная или полуовальная арка.

Под влиянием экономических и социальных факторов XVIII века, в Москве возводилось много казённых и государственных сооружений.

 

Московский классицизм

Гостинный дом на Ильинке фото 

 

Гостиный двор на Ильинке. Массивное здание по проекту Д. Кваренги. Крупные арки и мощные коринфские полуколонны. Кольцеобразное сооружение с просторным внутренним двором и открытые галереи по периметру.

 

Отличие московского классицизма от питерского

 

Московское зодчество отличалось от петербургской архитектуры: 

  • Здания в Питере оформлены древнеримскими военными деталями, а Московский классицизм – в традициях древнерусских зодчих. 
  • В Москве не хватало пространства, строения ставили близко друг к другу в привычном патриархальном укладе, не было единой концепции, присутствовал разносторонний стиль. Питерские же постройки придерживались регламента. 
  • Московский классицизм дополнялся национальными чертами и собственными элементами. 
  • В Петербурге у каждого архитектора собственный стиль, который оберегался. Москвичи легко отдавали незаконченный проект коллеге, не прославляясь, что, тем не менее, заканчивалось оригинальными и смелыми находками. 
  • Петербургский стиль величественный, строения масштабные, гармония линий холодная. Московская архитектура с тёплыми изящными линиями и украшениями.

 

Поздний классицизм московской школы

 

Поздний, Александровский классицизм или московский ампир (1800 по 1830 гг.). Хотя постройки и украшались военной атрибутикой Древнего Рима, величина сооружений и пропорция не соответствуют ампиру. Но классицизм - родитель тяжеловесного и торжественного ампира.

 

Архитекторами этого времени, Баженовым, Казаковым, Старовым, отдавалось предпочтение строительству столичных дворцов – усадеб. Так же и комфортабельным жилым домам. Русское палладианство и камерный дворец – национальный вклад в художественную культуру мира.


Московский классицизм

дом на Тверской фото

 

Казаков. Дом на Тверской. Здания «казаковской» Москвы прямоугольного объёма, лишённые украшений. С выступающим портиком посередине длинного фасада, над которым возвышается треугольный фронтон. Элементы строения относятся к дополнениям.

 

Московский классицизм и его балконы

 

Первые балконные ограждения кованые чугунные с ампирными деталями:

  • Тройной лавровый венок, помещённый на вертикали прутьев.
  • Традиционные классические горизонтальные декоративные пояса с древнегреческим меандром.
  • Снизу балконные площадки поддерживали металлические кованые волюты, которые позже заменены гранитными кронштейнами.

 

Усовершенствованное литьё позволило заменить гранитные столбики ограждений маленькими чугунными колонками. Такое ограждения балкона походило на миниатюрную ограду. Центр фигурного балкона с орлом, распахнувшим крылья - символ власти и величия.

 

Московский классицизмчугунные балконы на Раушской наб. фото


Чугунный балкон 19 в. на Раушской набережной Конец XIX века. Балкон оформлен кованым ограждением из насыщенного орнаментального рисунка.

 

Московский классицизм в XIX веке

 

В первую очередь решались главные градостроительные задачи, так как Москва восстанавливалась после пожара. Московские архитекторы этого времени вдохновляются античными героями, что отразилось на героической мощи городских ансамблей. Отдельные сооружения возводились в художественно – образном единстве с ансамблем и городом:

  • использовались безордерные классические варианты;
  • архитектура стала сдержанной и деловитой;
  • применялось рустирование, ризалит, треугольный фронтон, удлинённые фасады, сандрик над окном.

Московский классицизмБольшой театр, автор Бове

 

Строились дома для практических целей: больницы, приюты и тому подобное. Материал: неоштукатуренный камень в сочетании с металлическими конструкциями и художественным литьём. Взамен лиричного живописного декора приходит величественный триумф монументальности. Слабо окрашенные стены украшались белой лепниной. Из ордеров предпочтение отдаётся строгим дорическим колоннам. Цокольные этажи облицовываются камнем и устанавливаются арочные проёмы. Архитектурные композиции становятся шире.

 

Примеры архитектуры

 

Рассвет классицизма в Москве: ансамбль Воспитательного дома, автор К. Бланк Среди классических московских архитектурных произведений – проекты Баженова: дома И. Юшкова и П. Пашкова. Кроме того в московском классицизме построено и много загородных усадеб, принадлежащих: Юсуповым в Архангельском, Шереметьевым в Останкино, Кусково, Демидовым в Петровском - Алабином.


Московский классицизмУсадьба Кусково Авторство принадлежит Бланку

 

Усадьба Кусково. Лицевая сторона украшена тремя колонными портиками. Тот, который в центе, крупнее и завершается фронтоном с пышной резьбой. Над боковыми портиками фронтоны полукруглые (лучковые), на которых изображена военная атрибутика. До парадного входа идёт белокаменная лестница с пологими пандусами, у начала которых стоят фигуры сфинксов.


Московский классицизм

усадьба Арохангельское фото

 

Архангельское. Казаков создал единственные образцы сооружений: внимательно прорабатывал лепнину и изящный орнамент во внутреннем интерьере и на фасаде.





11775 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Что от­но­сит­ся к при­чи­нам по­ра­же­ния рус­ской армии в рус­ско-япон­ской войне?
    A11
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Презентация: Русская Архитектура первой половины 19 века
Презентация: Русская Архитектура первой половины 19 века
Презентация на тему «Русская Архитектура первой половины 19 века» выполнена учителем истории Фёдоровой И.А. Учащиеся узнают, что конец 18 – начало 19 века в архитектуре является эпохой классицизма в русском зодчестве. В презентации приводится
Презентация: Боевые искусства Древней Руси
Презентация: Боевые искусства Древней Руси
Автор данной презентации, ученик десятого класса, представляет вниманию учащихся продукт своей исследовательской работы на довольно интересную тему. Цель работы – определить, какие виды древнерусской борьбы дошли до наших дней. Автор решил