Любить свою Родину — значит знать её
» Традиции и Праздники » Медведь как оберег семейного очага на Руси. Забытая свадебная традиция

Медведь как оберег семейного очага на Руси. Забытая свадебная традиция


Медведь как оберег семейного очага на РусиМудрость русского народа невозможно переоценить: у него ничего не бывает случайно, повсюду присутствует символика, всему придается значение. Правда, в XX веке в связи с изменением идеологии множество праздников и примет было утеряно и забыто. Коснулось это и свадебных обрядов. На смену им пришла регистрация в ЗАГСе, фотосессия, застолье с зажигательным тамадой и бытовые подарки гостей. А в начале XXI века вообще стали перенимать традиции Запада. Так, например, на многих торжествах сейчас используют свадебную арку, а в конце вечера невеста бросает свой букет незамужним подругам, а жених - подвязку невесты.

Если мы все же вернемся к истокам, то обнаружим, что отношение к свадьбе у русского народа всегда было ответственным - жениться один раз и на всю жизнь. Поэтому свадебный обряд был не только красив, но и наполнен различными знаками и символами. Присутствовали обязательные элементы: сватовство, сговор, подготовка приданого, особые подарки, пир, ритуальные танцы и песни. Свадьба не обходилась без особых символичных обрядов таких как покрытие головы невесты после венчания. Традиция берет начало в древности, когда славянка до замужества ходила с непокрытой головой, и во время церемонии покрытие головы означало взятие в жены. В жениха и невесту бросали соль, дом устилали сеном как символом будущего благосостояния.

Существовали и другие свадебные ритуалы, о которых знают немногие. Речь идет о традиции дарить молодоженам фигурку медведя с вырезанным именем “Тихий” (в более поздние времена “Тихон”) как оберег счастья и благосостояния в браке. Ещё в Древней Руси во времена язычества медведь считался хранителем домашнего очага. По поверьям его изображения и изваяния приносили семье благополучие, достаток, спокойствие и удачу.

Такой культ медведя связан с представлением о медведе как существе, близком человеку. Доказательством этого служили различные названия медведя: «старик», «дед», «дедушка», «дядя», «муж», «жена». Манси называли его «лесная или горная женщина», кеты- «шерстной человек», якуты - «князь зверей», буряты - «царь-человек», айны - «маленькое дорогое божественное создание». Подобные эвфемизмы возникли вследствие поверья, что опасное животное может сразу появиться, если его назвать по имени.

Интересной выглядит точка зрения о происхождении самого слова “медведь”, которая выражается в том, что оно явилось результатом замены прошлого табуированного имени этого животного, неизвестного сейчас, а потом само слово «медведь» стало табуированным и заменялось названиями, которые были обозначены выше, и такими эпитетами как «бурый», «косолапый», «тихий», «мохнатый», «старый».

Также у древних славян медведь был олицетворением бога Велеса. Знак Велеса в языческом представлении являлся символом терпения и упорства, стремления к духовному познанию и талисманом, приносящим земной достаток.

Но вернемся к свадебным обрядам. На самом празднестве образ медведя занимал центральное место. Всё опять же связано с народными поверьями, согласно которым медведь защищает от нечисти, являясь чистым животным, и злые духи не могут принимать его облик.

Ряженый в шкуру медведя выполнял эту функцию, оберегая жениха и невесту от происков нечистой силы. Со временем медведь приобрел символику плодовитости и плодородия, в связи с этим образ медведя напоминал на свадьбе об одной их главных целей брака - рождении детей, и по поверью, помогал семье укреплять род.

Важная роль отводилась медведю не только у славян, но и в свадебных обрядах мордвы Поволжья. В своем исследовании «Свадьба мордвы Поволжья: обряд и фольклор: историко-этнографические, региональные, языковые аспекты», В.И. Рогачев отмечает, что «сам свадебный обряд был призван не только придать легитимность браку, но также запустить находящийся в покое потенциал репродуктивности, обеспечивающий рабочие руки». Поэтому «от свадьбы требовалось, чтобы она сразу дала толчок к деторождению». В связи с этим на колени невесты сажали детей, кормили молодых яичницей и т.д. Ряженый медведь на празднике бегал за молодыми девушками с толкушкой, выполняя ту же функцию. Интересен тот факт, что поверьям мордвы медведь снился к богатому жениху. А в свадебной поэзии народа можно встретить упоминание «овто» - медведя, который в старину считался покровителем рода, семьи.

У мордвы- каратаев «аю»- медведь является ключевым персонажем среди ряженых. «Персонаж олицетворял тотема-покровителя, обеспечивающего, по представлениям людей, достаток, благоденствие, счастье новой семье» . Поэтому фигура «аю» была сквозной в свадебном обряде, и ему посвящались песни.

Что касается славян, то особое отношение к медведю сохранилось и после принятия христианства. Он остался символом плодородия, покровителем брака - ряженые как и в язычестве переодевались в шкуру медведя. Кроме того, на свадьбе «медведем» и «медведицей» называли жениха и невесту.
«Свекор батька говорит;
«К нам медведицу ведут»
свекровь матка говорит
«людоедицу ведут».

На свадебном празднестве кричали: “Медведь в углу!”, невеста отвечала: “Петра Ивановича люблю”  и целовала жениха. Также была традиция, согласно которой первую брачную ночь молодожены могли провести на шкурах медведя.

Существовали приметы, которые отражали сохранение связи медведя и брака. Например, приводили ручного медведя в дом, и, если он ревел, то скоро в этом доме будет свадьба. А девушке снился медведь к жениху, свадьбе или прелюбодеянию. “Видеть во сне медведя - ожидать сватов.”

В преданиях и фольклоре медведь иногда предстает как брачный партнер. Например, мотив выхода замуж за медведя представлен в русских песнях:
«Медведь-пыхтун
по реке плывет;
кому пыхнет во двор,
тому зять в терем»

В период становления христианства на Руси в XX-XIII вв. сохранилось особое отношение к медведю, поэтому люди продолжали называть медведя разными эвфемизмами, например, эпитетом “тихий”. Одна из версий происхождения этого эвфемизма - от слова "тихо", которое, по поверью, произносили вблизи берлоги медведя. Как уже было сказано, медведь в представлении русского крестьянина не только опасное животное, которое свирепеет, если его разбудить или просто встретить, но и священное животное предков. Память об этом сформировало поверье: нужно сказать "тихо", если услышишь шорох в лесу, тогда медведь уйдет и не станет нападать.

Одновременно с приходом православия стало популярным среди русского народа имя Тихон, которое пришло к нам из Греции в X-XIII ввеках. Греческое имя Τύχων происходит от имени греческой богини удачи и фортуны Тюхе и в переводе означает «удачливый» или “приносящий удачу”.

Предположительно именно созвучие прилагательного "тихий" и православного имени Тихон послужило причиной сначала величать этим именем царя русской тайги, а потом и фигурку этого животного при дарении как талисман семейного очага, сопутствия удачи в браке и делах. Так, в традиционном свадебном обряде некоторых народностей Сибири упоминается подарок в виде фигурки медведя, которого величали “Тихон”.

Приготовление невесты к свадьбе начиналось заранее. Девичник был важным элементом этих приготовлений и прощания с родным домом и мог продолжаться от недели до двух недель. У невесты собирались около 15 «шитниц» и «девишниц», которые вместе шили до вечера, пели прощальные песни, причитания. Вечером их навещал жених с привезенным им ларцом с лакомствами (крупными и мелкими орехами, пряниками, конфетами, изюмом), и перстнями, румянами, зеркальцем, мылом, гребешком и другими подарками. Невеста же в ответ угощала чаем жениха и парней, сопровождавших его, и дарила будущему мужу фигурку медведя “Тихона/тихий. Чем фигурка была больше и изысканней, тем большее уважение проявляла невеста своему суженому.

Символика этого подарка берет начало в традиции, согласно которой в свадебном обряде «медведем» довольно часто называют жениха…”, о чем было сказано выше, так как это животное в язычестве было священным, и являлось символом умения быть трудолюбивым хозяином мира, мудрым хранителем запасов и умелым купцом - главные мужские черты, важные для построения крепкой семьи. А также медведь в символике древнерусских символов и знаков означает умение быть хорошим учителем, воспитателем детей - в семье это играет не последнюю роль. Знак медведя изображался преимущественно на мужских талисманах, и такой подарок невесты знаменовал принятие ею главенствующей роли мужа в семье, так как он от природы наделен нужными свойствами сильного покровителя и защитника, а для мужчины этот подарок был напоминанием о той ответственности, которая лежала на его плечах. После свадьбы фигурка медведя ставилась в доме новобрачных как оберег счастливого брака, тишины и мира в семье.

Таким образом, медведю присуща брачная символика, его образ присутствует в свадебных обрядах и песнях, дарении, это оберег семейного счастья и благоденствия. Подарок фигурки медведя жениху, которого величали Тихон, был одной из тех многочисленных добрых традиций, которые были забыты, но сегодня постепенно возрождаются.





9709 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Что стало одной из при­чин Рус­ско-ту­рец­кой войны 1877—1878 гг.?
    A10
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Медведь на воеводстве краткое содержание
Медведь на воеводстве краткое содержание
Медведь на воеводстве краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина Медведь Топтыгин 1-й был произведен львом в майоры и отправлен в лес на воеводство. Новоиспеченный воевода мечтал прославиться и занести свое имя в историю. Сделать это он
Свадебный обряд в поселке Юловский Сальского района Ростовской области
Свадебный обряд в поселке Юловский Сальского района Ростовской области
Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиеся не только основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом между многими поколениями. Сколько