Любить свою Родину — значит знать её
» Писатели » Костомаров Николай Иванович

Костомаров Николай Иванович


Костомаров Николай ИвановичКостомаров Николай Иванович – известный русский историк и писатель родился 4 мая 1817 года в сельце Юрасовка Воронежской губернии. Он был незаконнорожденным ребенком местного помещика и крепостной. Позднее брак был заключен, но усыновить официально мальчика отец не успел. Его убили собственные крепостные за жестокое отношение. Воспитанием мальчика занималась мать.

 

Начальное и среднее образование он получил довольно бессистемное и только благодаря прирожденным способностям успешно окончил воронежскую гимназию и поступил в Харьковский университет. Благодаря талантливым лекциям М.М.Лунина Костомаров увлекся историческими изысканиями, но после окончания университета определился на военную службу. Вскоре и ему самому, и его военному начальству стало понятно, что военная стезя не для него.

 

Увлечение Малороссией

 

Его больше увлекало изучение народных корней и обычаев. Его интересовали не столько официальные летописи и документы, а сказания, предания, былины, легенды, то есть духовная сторона народа была для него важнее официоза. Он начинает изучать малоросский язык, частенько отправляется по близлежащим к Харькову шинкам, чтобы окунуться в народ. Уйдя с военной службы, Костомаров решает полностью посвятить себя истории. Он посещает в Москве лекции различных прогрессивных, стоящих в оппозиции к официальному курсу преподавателей московского университета. Это подталкивает его к написанию нескольких драм и стихотворений на малоросском языке под псевдонимом Иеремия Галка.

 

Закончив магистратуру Костомаров готовит к защите диссертацию с необычной, почти крамольной темой “О значении унии в Западной России” и вызывает этим пристальное внимание к своей персоне как неблагонадежный гражданин. Напечатанную диссертацию было велено сжечь, настолько ее текст посчитали возмутительным. Защитив диссертацию на более лояльную тему, Костомаров решает написать большую историческую работу о Богдане Хмельницком. Для этого он начинает собирать материал и устраивается работать учителем гимназии сначала в Ровно, потом в Киеве.

 

С 1846 года он преподает в Киевском университете русскую историю и входит в кружок людей, для которых идея народности была важным приоритетом. Они мечтали, что возможно соединить взаимность славянских народов и федеративное устройство государства. Кружок постепенно разрастается до Кирилло-Мефодиевского общества, члены которого были обвинены в государственной измене и подвергнуты наказаниям. Костомарову пришлось целый год быть узником Петропавловской крепости, а потом быть определенным под надзор полиции в Саратов. Эти репрессии никак не повлияли на убеждения Костомарова.

 

Его стремления заниматься этнографическими изысканиями выражались в регулярных экскурсиях в “народ” и он записывал песни, сказания, предания. Помимо труда о Борисе Хмельницком, Костомаров приступил к очень необычной работе о быте московских государей в 16-17 веках. Очень его интересовала проблема раскола в Русской церкви, он знакомится с бытом раскольников. Почти 10 лет существовал запрет на печатание его произведений. После снятия запрета были напечатаны сразу несколько произведений, в том числе “Бунт Стеньки Разина”.

 

С 1859 года ему было разрешено заниматься преподавательской деятельностью и он начинает не просто преподавать в Петербургском университете, но и возглавляет там кафедру русской истории. Его лекции всегда привлекали массу народа своей неординарностью. Его идея, что Московское государство складывалось из кусочков различных народностей, имеющих свою особую историю, вызывала ожесточенные дебаты и зачастую полное неприятие. Работа в различных архивах с подлинниками исторических документов позволила Костомарову предположить, что официальная история Российского государства была довольно значительно отретуширована, и он решает составить свой собственный исторический труд.

 

Таким образом, он начал работу над главным трудом своей жизни - “Русской истории в жизнеописании главнейших ее деятелей “. Труд написан очень живым, человеческим языком, с массой эмоциональных замечаний и отступлений. Именно этим он интересен и привлекателен до сих пор современному читателю. Костомаров скончался 7 апреля 1885 года, перенеся в последние годы очень тяжелую болезнь, но до самого конца не утратив работоспособность и живость воображения. Николай Иванович Костомаров был певцом народности в истории, справедливо считая, что народ, это не безликие серые массы, которыми можно манипулировать, а соль нации, ее фундамент и основа.





5732 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Какое со­бы­тие озна­ча­ло окон­ча­ние про­цес­са раз­ряд­ки меж­ду­на­род­ной на­пря­жен­но­сти в 1970-е гг.?
    A18
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Аксаков Сергей Тимофеевич
Аксаков Сергей Тимофеевич
Сергей Тимофеевич Аксаков известный русский писатель происходил из старейшего дворянского рода. Его родословная уходит своими корнями к варягам, пришедшим на Русь из Скандинавии. С младых ногтей его воспитывали как продолжателя этого старинного
Соловьев Владимир Сергеевич
Соловьев Владимир Сергеевич
Владимир Сергеевич Соловьев – русский философ, богослов, поэт, литературный критик. Всю жизнь посвятил бескомпромиссному поиску истины и критически относился к политической и духовной жизни России, чем вызывал неприязнь у правящих кругов. Его