Любить свою Родину — значит знать её
» Писатели » Шварц Евгений Львович

Шварц Евгений Львович


Шварц Евгений Е. Л. Шварц известен как русский драматург, автор оригинальных пьес по мотивам Г.Х Андерсена и Ш. Перро.

 

В начале жизни

 

Родился будущий писатель в г. Майкопе, там же прошло его детство. После окончания местной гимназии, Шварц уехал в Москву, где стал студентом юридического факультета. Постепенно он пришел к осознанию иного своего призвания. Его заворожил театр. Перебравшись в провинциальный Ростов-на-Дону, он стал пробовать себя в актерской профессии. Через несколько лет, не увидев в своих попытках особенного успеха, Шварц уехал в Петроград, где и началась его литературная деятельность.

 

Первые шаги в литературе

 

Начав с должности секретаря у Корнея Чуковского, Шварц влился в литературную среду, начал сотрудничество с детскими журналами, подружился с членами литературной группы «Серапионовы братья», привлеченный их экспериментаторством, часто бывал на их заседаниях, участвовал в дискуссиях, но в «братство» так и не вступил. Хотя, возможно, именно это общение и подвигло Шварца на активную писательскую деятельность. Сначала это были сатирические стихи и фельетоны в газете «Кочегарка», потом в тандеме с М. Слонимским – собственный журнал «Забой». В 1925 г. вышел в свет первый сборник стихотворений Шварца «Рассказ старой балалайки», имевший определенный успех у читателей и критики. Затем были написаны детская сказка для театра «Ундервуд» и пьеса «Клад».

 

По сюжетам знаменитых сказок

 

Но свое истинное и неповторимое лицо драматурга-сказочника Шварц обрел, когда начал писать пьесы по известным сюжетам сказок Ганса Христиана Андерсена и Шарля Перро: «Снежная королева», «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка» и другие. Герои его обновленных сказок, живые, непосредственные, смешные, запросто вписываются в детские представления о жизни, согласуются с их небогатым опытом человеческих взаимоотношений.

 

Незаметно он изменил сказочные штампы, сделав быт, поступки и слова героев близкими, понятными, будто и не сказочными вовсе. Кроме всего прочего, все это выглядело очень забавно, остроумно, с едва уловимым подтекстом. Мачеха в «Золушке» в сердцах бросает вслед королю: «А еще корону надел!» НЕ принято в сказках говорить, как тетя Дуся в базарном ряду, но у Шварца эта мачеха точь-в-точь знакомая злая тетка из соседней комнаты в коммуналке, вообще не похожая на сказочную героиню.

 

Да и король здесь не надутый, исполненный величия монарх, а отягощенный профессиональными заботами человек, совсем обычный, узнаваемый, уставший от своей нескончаемой работы. Он сетует на Кота в сапогах, который заявился и улегся спать возле камина, не отрицая, впрочем, что он, в общем-то, «славный парень» и «умница». Обижается на Мальчика-с-Пальчик, что все время затевает с ним нечестную игру в прятки на деньги – найти-то его невозможно.

 

Дети хохочут над смешными проблемами венценосной особы. А взрослые могут уловить в этом и более глубокий смысл. Знаменитая трилогия «Голый король», «Тень» и «Дракон» написана тоже по мотивам сказок Андерсена. Многие усматривают в ней реакцию на появление фашизма, но, возможно, это было очередное переложение сюжетов известных сказок. Но одно не вызывает сомнения: эти пьесы стали своевременным антидиктаторским откликом на мировую проблему.

 

В годы войны

 

В 1941 г. Шварц и Зощенко написали пьесу на антифашистскую тему «Под липами Берлина». Шварц вел также радиохроники, которые снабжал своими стихами, рассказами, статьями, песнями, фельетонами. Это была борьба в информационном поле как необходимая составная всего сопротивления.

 

«Обыкновенное чудо»

 

Самым сильным, самым блистательным произведением Шварца стала пьеса «Обыкновенное чудо». Он писал ее долго и мучительно, изменял названия, переделывал диалоги, добиваясь их глубины и афористичности. Театры на этом спектакле имели аншлаги и неизменный успех. Потому что пьеса – о вечных человеческих ценностях, о справедливых законах, согласно которым добро торжествует, а зло уничтожается. Такие законы и должны сопутствовать людям в нормальном обществе, в котором норма жизни – взаимопонимание, любовь, преданность, человечность. Это, пожалуй, лучшее творение Евгения Шварца о глубинных истинах человеческих взаимоотношений.

 

Смерть

 

Евгений Шварц ушел из жизни 15.01.1958 в городе Ленинграде. Похоронили писателя на Богословском кладбище.





15199 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из ра­бо­ты ис­то­ри­ка С. Г. Пуш­карёва и опре­де­ли­те на­зва­ние твор­че­ско­го объ­еди­не­ния, о ко­то­ром идёт в нём речь. «Страст­ная оп­по­зи­ция клас­си­че­ско­му, ака­де­ми­че­ско­му стилю опер­но­го ис­кус­ства ис­хо­ди­ла от [этого объ­еди­не­ния]. Пи­а­нист М. А. Ба­ла­ки­рев стал вдох­но­ви­те­лем и вождём этой груп­пы мо­ло­дых но­ва­то­ров, вос­став­ших про­тив око­сте­нев­ших ка­но­нов од­но­вре­мен­но с «на­род­ни­ка­ми» в ли­те­ра­ту­ре и «пе­ре­движ­ни­ка­ми» в жи­во­пи­си. В [объ­еди­не­ние, воз­ник­шее] между 1857 и 1862 гг., вхо­ди­ли офи­цер ин­же­нер­ной служ­бы Це­зарь Кюи, ар­мей­ский по­ру­чик М. П. Му­сорг­ский, учёный-химик А. П. Бо­ро­дин и мор­ской офи­цер Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков. Все они стали вы­да­ю­щи­ми­ся ком­по­зи­то­ра­ми. Они стре­ми­лись к ре­а­лиз­му и на­род­но­сти в му­зы­ке».
    A12
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Мир сказок, рифм, стихотворений - все это Пушкин, добрый гений
Мир сказок, рифм, стихотворений - все это Пушкин, добрый гений
6 июня в России отмечают 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, произведения которого знают и любят все. В рамках регионального библиомарафона «Тебя приветствуем, Поэт!: кавказские маршруты А.С. Пушкина» 5 июля в