Любить свою Родину — значит знать её
» События XX » КВЖД - русская железная дорога в Китае

КВЖД - русская железная дорога в Китае


строительство КВЖДОдним из признаков проникновения колонизаторов в страны Азии и Африки на рубеже ХIХ – ХХ веков было строительство железных дорог.

Монополия на железнодорожные перевозки позволяла европейцам контролировать потоки товаров и денежных масс.

Российская империя тоже владела одной колониальной дорогой – Китайской восточной железной дорогой (КВЖД). За полвека своего существования эта дорога не раз переходила из рук в руки.

 

Она была:

  • концессией российской империи (1903–1917);
  • особым объектом под надзором Китайской республики (1917–1924);
  • объектом в совместном управлении Китайской республики и СССР (1924–1934);
  • собственностью квазигосударства Маньчжоу-Го (1934–1945);
  • концессией СССР (1945–1952).

 

Предпосылки строительства КВЖД

 

КВЖД Хинганский тоннельКВЖД была запланирована как дополнение к самой длинной железнодорожной трассе мира – Транссибу. Участок трасс от Владивостока до Читы, проложенный через территорию Китая, мог быть на несколько сот километров короче, чем проложенный вдоль границ империи через Хабаровск. В 1891 году, когда начиналось строительство Транссибирской магистрали, царские чиновники рассматривали варианты строительства двух «рукавов» дороги – вдоль Амура и через территорию Китая.

 

В конце концов было принято решение строить обе ветки, но отдавать приоритет той, которая пройдёт через Китай. Важнейшие причины строительства КВЖД заключались в следующем: Дорога, проложенная через Маньчжурию, сокращала время следования поездов между Владивостоком и Санкт-Петербургом. Дополнительная ветвь КВЖД должна была обеспечить железнодорожное сообщение с новоприобретённой военной базой Порт-Артура. Наличие железной дороги и охраняющих её русских гарнизонов должно было ослабить экспансию Японии в регионе.

 

В 1896 году Россия и Китай подписали договор о союзе, направленном против Япония. Один из пунктов этого договора предусматривал, что Китай, разрешит России строительство. В том же году было создано акционерное общество, которое должно было управлять строительством и эксплуатировать готовую дорогу. Важнейшим акционером общества было министерство финансов империи.

 

Строительство КВЖД и первые годы эксплуатации

 

КВЖД русский ХарбинИзначально КВЖД получила название Маньчжурской дороги. Её центральным узлом стало небольшое поселение Харбин. В Харбине соединялись ветки Чита – Владивосток и Порт-Артур – Харбин. Уже во время строительства КВЖД вокруг неё имели место вооружённые конфликты. В июне 1900 года китайские повстанцы ихэтуани напали на русских строителей и на охранявших их военных. Погибло около 240 человек и более 1200 были ранены.

 

1.(14) июня 1903 состоялось открытие КВЖД. Между Порт-Артуром и Москвой стали курсировать пассажирские и грузовые поезда. Во Владивостоке также было пароходство КВЖД, осуществлявшее рейсы в Корею, Японию и Китай. В 1905 году по результатам Портсмутского мира Россия передала большую часть участка Харбин – Порт-Артур под контроль Японии.

 

С 1916 года КВЖД стала менее важной для России, так как завершилось строительство амурской ветки Транссиба. Однако дорога оставалась главной транспортной артерией северной Манчжурии. Благодаря КВЖД небольшие поселения Харбин, Чанчунь и Цицикар превратились в мощные промышленные центры. Харбин также стал крупнейшим центром русской диаспоры в Китае.

 

КВЖД и революция

 

Вокзал ХарбинОбразованный во время революции Харбинский совет рабочих и солдатских депутатов распустил Эксплуатационное управление КВЖД и 29 ноября (12 декабря) 1917 года взял её под свой контроль. На следующий день совет разогнали правительственные войска Китайской республики. С этого момента КВЖД находилась под контролем китайской армии, но логистическое управление дорогой оставалось в руках русских инженеров.

 

До 1924 года правительство Китая не признавало СССР. На 1917 – 1924 годы пришёлся расцвет русского Харбина. По разным оценкам в то время в Харбине находились от ста до двухсот тысяч белоэмигрантов. В 1924 году СССР и Китай наладили дипломатические отношения, а правительство Китая передало управление железной дорогой Советскому Союзу, но работать на КВЖД теперь имели право и китайцы, и граждане СССР.

 

Вооруженный конфликт на КВЖД

 

К концу двадцатых годов Китай формально был полностью объединён под властью гоминьдновского правительства Чан Кайши. Представителем гоминьдана в Маньчжурии стал Чжан Сюэлян, который в декабре 1928 года начал захват имущества КВЖД и потребовал передачи стратегического объекта под контроль Китая. Конфликт между китайской и советской сторонами достиг пика летом 1929 года, когда войска Чжан Сюэляна захватили телеграф железной дороги и объявили об увольнении всех советских управляющих КВЖД.

 

После обмена резкими дипломатическими нотами правительство Чан Кайши разорвало дипотношения с СССР. В октябре-ноябре 1929 года РККА провела ряд успешных операций в Манчжурии против китайской армии. В результате этих действий Китай был вынужден подписать Хабаровский протокол 22 декабря 1929 года и снова признать КВЖД совместным киитайско-советским предприятием.

 

КВЖД и японская агрессия. Передача КВЖД

 

Через два года после подписания Харбинского протокола Маньчжурию оккупировали японские войска. На занятых японской армией территориях было провозглашено государство Маньчжоу-Го. В отличие от большинства стран мира СССР наладил с ним дипотношения и в 1935 году продал дорогу Маньчжоу-Го.

 

Все советские граждане, работавшие на КВЖД, были вывезены в СССР. В 1945 году Красная армия уничтожила Маньчжоу-го. Главная ветка КВЖД перешла под полный контроль СССР, а порт-артурское направление – под совместный советско-китайский контроль. В 1952 году СССР безвозмездно передал КВЖД коммунистическому правительству Китая.

 

Китайские власти разделили её на три дороги:

  • Бинчжоускую (от Харбина до границы с Забайкальским краем);
  • Суйфэньхейскую (от Харбина до границы с Приморьем);
  • Чанчуньскую (от Харбина до Лойшуня, позднее перестроена в скоростную линию Хада).

 

Итоги

 

  • За полвека своего существования КВЖД поспособствовала росту городов и промышленного производства Маньчжурии.
  • Благодаря существованию КВЖД Харбин стал важным центром русской культуры и белого движения.
  • Стратегическое значение КВЖД спровоцировало целый ряд вооружённых конфликтов вокруг этого объекта.




13215 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Что было одним из по­след­ствий про­ве­де­ния по­ли­ти­ки ин­ду­стри­а­ли­за­ции в СССР в 1920—1930-е гг.?
    A14
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Исторический портрет Витте
Исторический портрет Витте
Выдающий русский государственный и политический деятель Сергей Юльевич Витте (1849-1915), талантливый реформатор, обладающий стратегическим мышлением и политической дальновидностью, всю свою жизнь посвятил служению Отечеству. Его вклад в развитие
Презентация: Китай в XIX веке
Презентация: Китай в XIX веке
Презентация на тему «Китай в XIX веке» выполнена учитель истории Перовой Татьяной Анатольевной. В начале презентации рассмотрены причины открытия Китая. Далее описываются «100 дней» реформ:Поощрение ремесел.Открытие университета.Поощрение наук и